Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2005 № 367 "О ведении товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности" установлено, что на Федеральную таможенную службу возложены функции:
1. По ведению Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, в том числе:
2. По выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из ее участия в Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., Соглашении о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г. и Соглашении об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств - членов Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2005 № 380 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых видов технологического оборудования для легкой и текстильной промышленности" внесены изменения в ТН ВЭД России и утверждены сроком на 9 месяцев ставки ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых видов технологического оборудования для легкой и текстильной промышленности в размере:
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2005 № 390 "Об утверждении ставки ввозной таможенной пошлины на электроэнергию" утверждена ставка ввозной таможенной пошлины в размере равном нулю на электроэнергию (код ТН ВЖД России 2716 00 000 0).
Настоящее постановление вступает в силу с 30 июля 2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2005 № 392 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на приспособления для стомического использования" утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в размере:
Настоящее постановление вступает в силу с 15 июля 2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2005 № 393 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на некоторые виды цифровой ауди- и видеоаппаратуры" утверждены ставки ввозных таможенных пошлин на некоторые виды ауди-, и видеоаппаратуры в размере:
Настоящее постановление вступает в силу с 15 июля 2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2005 № 394 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на сплавы алюминиевые вторичные, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на сплавы алюминиевые вторичные, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 3 процента от таможенной стоимости за 1000 кг (коды ТН ВЭД России 7601 20 910 0, 7601 20 990 0).
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2005 № 395 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых видов технологического оборудования для легкой и текстильной промышленности" утверждены сроком на 9 месяцев ставки ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых видов технологического оборудования для легкой и текстильной промышленности в размере:
Настоящее постановление вступает в силу с 15 июля 2005 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2005 № 709-р "О подписании Протокола о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ" доведен проект Протокола о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ, которым утверждены следующие предельные сроки отмены ограничений во взаимной торговле государств участников СНГ:
1. По тарифным ограничениям (изъятиям) режима свободной торговли при импорте:
2. По нетарифным ограничениям (изъятиям) режима свободной торговли при импорте не позднее 1 января 2008 года отменить квотирование импорта пива, ликероводочной и табачной продукции.
Приказом Минэкономразвития России от 13.06.2005 № 128 "Об упорядочении нормативной правовой базы в области таможенного дела" (зарегистрирован в Минюсте России 06.07.2005 № 6767) признан утратившим силу приказ ГТК России от 11 декабря 2003 года № 1443 "О местах декларирования отдельных видов товаров".
Приказом Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 137 "О внесении дополнений в приказ Минэкономразвития России от 4 апреля 2005 г. № 68 "О местах декларирования отдельных видов товаров" (зарегистрирован в Минюсте России 14.07.2005 № 6790) дополнен перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования и являющихся местами декларирования бытовой техники, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации автомобильным транспортом в адрес получателей, расположенных в Москве и Московской области.
В перечень включены следующие таможенные посты:
Приказом ФТС России от 09.06.2005 № 527 "О признании утратившими силу некоторых правовых актов" признаны утратившими силу:
Приказом ФТС России от 21.06.2005 № 569 "О ставках ввозных таможенных пошлин" установлено, что:
Приказом ФТС России от 21.06.2005 № 570 "О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты" установлено, что:
Соответствующие изменения внесены в перечень ставок вывозных таможенных пошлин, приведенный в приложении к приказу ГТК России от 06.08.2003 № 865 "О ставках вывозных таможенных пошлин".
Приказом ФТС России от 21.06.2005 № 571 "О внесении изменений в ТН ВЭД России и о ставках ввозных таможенных пошлин" установлено, что:
Приказом ФТС России от 21.06.2005 № 572 "О внесении изменений в ТН ВЭД России и о ставках ввозных таможенных пошлин" установлено, что:
Приказом ФТС России от 21.06.2005 № 573 "О внесении изменений в ТН ВЭД России и о ставках ввозных таможенных пошлин" установлено, что с 26 июля 2005 года:
Распоряжением ФТС России от 20.06.2005 № 277-р "Об утверждении порядка взаимодействия структурных подразделений ФТС России при взыскании задолженности по уплате таможенных платежей с АСМАП в судебном порядке" определена последовательность действий, осуществляемых Главным управлением организации таможенного контроля ФТС России, Главным управлением федеральных таможенных доходов ФТС России и Правовым управлением ФТС России в случае неисполнения Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в установленный Конвенцией МДП, 1975 срок требования ФТС России об уплате таможенных платежей, причитающихся в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с процедурой МДП и не доставленных в таможенный орган назначения, а также пеней за просрочку их уплаты.
Распоряжением ФТС России от 23.06.2005 № 281-р "О представлении информации о постановлениях по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении таможенных брокеров (представителей)" установлено, что начальники таможенных органов обязаны обеспечить направление в Главное управление организации таможенного контроля ФТС России:
Признано утратившим силу распоряжение ГТК России от 22.04.2004 № 185-р "О представлении информации по делам об административных правонарушениях, возбуждаемых в отношении таможенных брокеров (представителей)".
Письмом ФТС России от 02.06.2005 № 06-61/18315 "О направлении информации" доведено до сведения, что в связи с началом государственной регистрации оправ корригирующих очков с 01.07.2005 для целей таможенного оформления могут применяться декларантами либо таможенными брокерами (представителями) регистрационные удостоверения, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и подтверждающие осуществление соответствующего вида государственного контроля в сфере здравоохранения (копия образца бланка прилагается).
Право подписи регистрационного удостоверения принадлежит руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации образцов для проведения испытаний в ходе государственной регистрации сведения о количестве и получателе данного товара должно быть подтверждено Росздравнадзором.
Письмом ФТС России от 08.06.2005 № 06-61/19180 "Об отмене временных ограничений" доведено до сведения об отмене временных ограничений на ввоз (транзит) из Киргизской Республики в Российскую Федерацию мяса птицы и продукции птицеводства, пчелиного меда и продукции пчеловодства, рыбы и рыбной продукции, а также готовых мясных и молочных продуктов, прошедших термическую обработку.
Письмом ФТС России от 23.06.2005 № 06-44/21163 "О ставке ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец и сахар с вкусо-ароматическими или красящими добавками" доведено до сведения, что с 1 по 31 июля 2005 года включительно сахар-сырец и сахар с вкусо-ароматическими или красящими добавками классифицируются в товарных подсубпозициях 1701 11 100 8, 1701 11 900 8 и 1701 91 000 8 ТН ВЭД России соответственно, и при их ввозе на территорию Российской Федерации применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 164 доллара США за 1000 кг.
Телетайпограммой ФТС России от 06.06.2005 № ТФ-1271 доведено до сведения, что постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 № 344 "О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов нативных и модифицированных крахмалов" официально опубликовано 3 июня 2005 года в "Российской газете" № 118 и вступает в силу с 3 июля 2005 года.
Телетайпограммой ФТС России от 07.06.2005 № ТФ-1275 доведено до сведения, что постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 330 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды технологического оборудования" официально опубликовано 31 мая 2005 года в "Российской газете" № 114 и вступает в силу с 1 июля 2005 года.
Письмом ФНС России от 31.05.2005 № ММ-6-03/450 "Об отдельных вопросах по применению соглашения с Республикой Беларусь" доведены согласованные с Минфином России разъяснения по отдельным вопросам, касающимся применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15 сентября 2004.
Вопрос 1. В целях определения момента возникновения налоговой базы при ввозе товаров из Республики Беларусь, какая дата считается датой принятия на учет товаров, предназначенных для использования в качестве основных средств предприятия?
Ответ. В соответствии с разделом I Положения, являющегося неотъемлемой частью Соглашения, для целей уплаты НДС при импорте товаров моментом определения налоговой базы считается дата принятия на учет ввезенных товаров. Под датой принятия на учет ввезенных товаров понимается дата отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов.
Таким образом, в случае ввоза налогоплательщиком товаров, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и затраты на которые в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению", учитываются на счете 07 "Оборудование к установке" или счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", налоговая база определяется на дату отражения стоимости таких товаров на указанных выше счетах независимо от даты ввода их в эксплуатацию в качестве основных средств.
Вопрос 2. Имеют ли право налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенную систему налогообложения, а также использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренное статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации, на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров?
Ответ. В соответствии с пунктом 8 раздела I Положения суммы НДС, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством Сторон.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом необходимо учитывать, что право на налоговые вычеты имеют только налогоплательщики налога на добавленную стоимость.
Следовательно, поскольку лица, перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, равно как и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, то право на вычет сумм налога, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, у них не возникает.
Вопрос 3. Применяется ли к налогоплательщикам, использующим специальные режимы налогообложения, ответственность за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при осуществлении ими операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь?
Ответ. В целях применения Соглашения установлено, что налогоплательщиками НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь признаются организации и индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные юридические лица, включая организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности либо на упрощенную систему налогообложения, а также использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 Кодекса.
Согласно пункту 6 раздела I Положения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Непредставление в налоговый орган налоговой декларации в указанный срок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 119 Кодекса.
Вопрос 4. Если российский налогоплательщик осуществляет торговые операции с белорусскими контрагентами, должен ли он представлять соответствующие налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды, в которых отсутствовал факт оприходования товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь?
Ответ. Согласно положениям пункта 6 раздела I Положения налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговую декларацию, в которой отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В связи с этим за налоговые периоды, в которых не было принятия на учет ввезенных товаров, вышеуказанная налоговая декларация в налоговый орган представляться не должна.
Вопрос 5. Если налогоплательщик в соответствии со статьей 174 Кодекса имеет право представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость ежеквартально, то имеет ли в данном случае налогоплательщик право отразить в указанной декларации начисленную сумму налога на добавленную стоимость по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь, поквартально либо независимо от срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик должен представить отдельно налоговую декларацию за тот месяц, в котором приняты на учет ввезенные товары?
Ответ. Соглашение носит статус международного договора. При этом Положение, являющееся неотъемлемой частью Соглашения, устанавливает обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию, в которой отражается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Принимая во внимание положения статьи 7 Кодекса, если Соглашение устанавливает иные нормы, касающиеся налогообложения, чем предусмотрены Кодексом, то применяются нормы Соглашения.
С учетом изложенного налогоплательщик, имеющий право на уплату налога на добавленную стоимость ежеквартально и представление налоговой декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, при принятии на учет товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь, обязан представлять отдельно налоговую декларацию, в которой отражается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Вопрос 6. Возможно ли принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные на территории Российской Федерации при ввозе товаров из Республики Беларусь, при наличии задолженности перед поставщиками за приобретенный товар?
Ответ. В соответствии с подпунктом 8 раздела I Положения суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством Сторон.
Таким образом, суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, подлежат вычету в порядке, установленном статьей 171 Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 171 Кодекса суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету у налогоплательщика при соблюдении соответствующих положений статей 171 и 172 Кодекса, а именно при выполнении следующих условий:
Следовательно, налог на добавленную стоимость, уплаченный на территории Российской Федерации при ввозе товаров из Республики Беларусь, может быть принят к вычету при наличии задолженности перед поставщиками за приобретенный товар.
Вопрос 7. Имеет ли право налогоплательщик включить в налоговые вычеты сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, и отразить их в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за тот же налоговый период, в котором он уплачен налогоплательщиком в бюджет?
Ответ. Если товар ввезен на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и принят на учет, а также налог на добавленную стоимость уплачен, например, в феврале, то, принимая во внимание, что перечисленная в бюджет сумма считается фактической уплатой налога, а не переплатой только тогда, когда она нашла отражение в налоговой декларации, а налоговая декларация за февраль сдается по окончании налогового периода, то есть до 20 марта, то налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, может быть включен в налоговые вычеты по НДС в налоговой декларации, представляемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором он уплачен и отражен в налоговой декларации, то есть за март.
Вопрос 8. Каким образом производится налогообложение налогом на добавленную стоимость услуг по переработке давальческого сырья в условиях вывоза сырья для переработки с территории государства одной стороны Соглашения на территорию государства - другой стороны Соглашения и ввоза продуктов переработки обратно, в отсутствие протокола, регламентирующего порядок взимания налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг.
Ответ. Статьей 5 Соглашения установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств Сторон.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о налогообложении налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации услуг по переработке товаров из давальческого сырья следует руководствоваться положениями главы 21 Кодекса, в частности, положениями статьи 148 Кодекса.
Одновременно необходимо учитывать, что при ввозе продуктов переработки на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается. В соответствии с пунктом 2 раздела I Положения налоговой базой при ввозе продуктов переработки на территорию Российской Федерации является стоимость услуг по переработке.
Вопрос 9. Какие документы должен представлять налогоплательщик в налоговый орган при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь продуктов переработки одновременно с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость для подтверждения заявленной к уплате суммы налога на добавленную стоимость и контроля налоговым органом за надлежащим исполнением налогоплательщиком своих обязанностей?
Ответ. При ввозе на территорию Российской Федерации продуктов переработки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, налоговую декларацию и документы, предусмотренные в пункте 6 раздела I Положения.
Положением предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые налогоплательщик самостоятельно представляет одновременно с налоговой декларацией в обязательном порядке.
В составе указанных документов предусмотрено представление договора, на основании которого товар ввозится с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Таким образом, при ввозе на территорию Российской Федерации продуктов переработки, подвергшихся переработке на территории Республики Беларусь, таким документом является договор на оказание работ (услуг) по переработке товаров.
Положением не предусмотрена обязанность налогоплательщика по представлению одновременно с налоговой декларацией иных документов, не указанных в пункте 6 раздела I Положения. В то же время в целях осуществления налоговым органом контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком своих обязанностей, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе запросить у налогоплательщика дополнительные документы (документы, подтверждающие отправку товара на переработку в Республику Беларусь, акты выполненных работ (услуг) белорусского переработчика, счета-фактуры, выставленные белорусским продавцом (переработчиком) российскому покупателю (собственнику товара) при выполнении работ (оказании услуг)).
Вопрос 10. Является ли основанием для вынесения налоговым органом решения об отказе в подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при экспорте товаров в Республику Беларусь представление налогоплательщиком в пакете документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения, выписки банка, свидетельствующей о поступлении выручки за экспортированные товары не от покупателя товаров, а от третьего лица?
Ответ. Пункт 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение) для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров в Республику Беларусь предусматривает представление налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией пакета документов, в том числе выписки банка (копии выписки), подтверждающей фактическое поступление выручки от покупателя товара на счет налогоплательщика.
Указанная норма содержит обязательность условия о поступлении выручки именно от покупателя товара.
В то же время выписка банка (копия выписки), подтверждающая поступление выручки на счет налогоплательщика не от покупателя товаров, а от третьего лица, не являющегося покупателем, может служить основанием для вынесения налоговым органом решения об отказе в подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при экспорте товаров в Республику Беларусь только при условии, если налоговым органом с учетом фактических обстоятельств конкретной поставки будет доказано, что третье лицо действовало не в интересах лица - покупателя экспортированных товаров.
Вопрос 11. Если по результатам налоговой проверки установлена неуплата или неполная уплата сумм налога на добавленную стоимость вследствие неправомерного применения налоговой ставки 0 процентов и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, установленной статьей 122 Кодекса, а впоследствии налогоплательщик представляет документы, предусмотренные пунктом 2 раздела I Положения, и налоговую декларацию за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов, подлежит ли возврату ранее уплаченная сумма штрафов?
Ответ. В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения, по истечении срока, установленного пунктом 3 указанного раздела (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате налога в соответствии с данным пунктом), уплаченные суммы налогов подлежат возврату в порядке, предусмотренном национальным законодательством Сторон.
Законодательство Российской Федерации по налогам и сборам не предусматривает возможность возврата штрафных санкций за неуплату или неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость.
Таким образом, ни пени, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты налога на добавленную стоимость, ни штрафные санкции, указанные выше, налогоплательщику при подтверждении впоследствии правомерности применения налоговой ставки 0 процентов возвращены не будут.
Вопрос 12. Возможно ли применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь в случае осуществления взаиморасчетов, в том числе через третьих лиц?
Ответ. В соответствии с пунктом 2 раздела II Положения для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров в Республику Беларусь налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией представляется пакет документов, в том числе выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя товара на счет налогоплательщика.
В случае, если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров.
В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их принятие на учет. При этом для целей Положения под внешнеторговой товарообменной (бартерной) сделкой следует понимать совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие прямой безденежный обмен товарами и оформленные единым договором (контрактом), в котором производится оценка товаров с целью создания условий для эквивалентности обмена.
Таким образом, вышеуказанные нормы предусматривают применение налогоплательщиком нулевой ставки только в случае получения денежных средств именно от покупателя товаров либо получения товаров в рамках внешнеторговой товарообменной (бартерной) сделки. В иных случаях российский налогоплательщик при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, не может применить нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость.
Вопрос 13. Имеет ли право налогоплательщик не уплачивать налог на добавленную стоимость, если на дату представления им налоговой декларации, в которой отражена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, в карточке лицевого счета имеется переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме, превышающей сумму налога, подлежащую уплате согласно представленной налоговой декларации? Проставляет ли в данном случае налоговый орган отметку об уплате сумм налога на добавленную стоимость на Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов?
Ответ. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 № 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации" введен отдельный КБК 182 1 04 01000 01 1000 110 по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в части товаров, ввозимых из Республики Беларусь.
В связи с этим при наличии в карточке лицевого счета налогоплательщика переплат по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, то есть переплаты налога на добавленную стоимость по тому же КБК, на который должна зачисляться сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет согласно представленной налоговой декларации, то указанная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, может быть зачтена в счет имеющейся переплаты в соответствии с порядком, установленным статьей 78 Кодекса.
После проведения зачета налоговый орган проставляет отметку об уплате налога на добавленную стоимость на Заявлении.
Вопрос 14. Какой порядок налогообложения следует применять при реализации товаров в Республику Беларусь с территории Российской Федерации в случае, если при ввозе на территорию Республики Беларусь данные товары не подлежат налогообложению?
Ответ. Статьей 2 Соглашения установлено, что применение налоговой ставки 0 процентов не распространяется на товары, вывозимые с территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Республики Беларусь в случае, если при ввозе на территорию Республики Беларусь данные товары не подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Поскольку указанная реализация товаров в Республику Беларусь не подпадает под действие норм, предусмотренных Соглашением, то налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Положениями главы 21 Кодекса предусмотрено следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, при реализации товаров в Республику Беларусь, по которым при ввозе на территорию Республики Беларусь в соответствии с национальным законодательством применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, налогообложение операций по реализации указанных товаров производится на территории Российской Федерации по налоговым ставкам 10 или 18 процентов.
При реализации в Республику Беларусь товаров, поименованных в статье 149 Кодекса, по которым при ввозе на территорию Республики Беларусь в соответствии с национальным законодательством применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, налогообложение операций по реализации указанных товаров производится в соответствии со статьей 149 Кодекса.
Вопрос 15. В случае реализации в Республику Беларусь товаров, освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 Кодекса, чем следует руководствоваться при определении порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость: положениями Соглашения или положениями Кодекса?
Ответ. Статьей 149 Кодекса определен перечень товаров, операции по реализации которых на территории Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения).
Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Соглашения налогообложение по налоговой ставке 0 процентов применяется при экспорте товаров в Республику Беларусь при условии документального подтверждения факта экспорта.
Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, установлен пунктом 2 раздела II Положения.
Следовательно, при реализации налогоплательщиком в Республику Беларусь товаров, поименованных в статье 149 Кодекса, должны применяться соответствующие нормы Соглашения. Таким образом, налогообложение операций по реализации товаров, поименованных в статье 149 Кодекса, при вывозе с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь производится по налоговой ставке 0 процентов (за исключением случаев, когда данные товары при ввозе на территорию Республики Беларусь не подлежат налогообложению).
Вопрос 16. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 150 Кодекса не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Какими документами подтверждается данное освобождение от налогообложения НДС в случае ввоза данных товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации?
Ответ. В качестве документов, подтверждающих, что технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, налогоплательщиком могут быть представлены в налоговые органы следующие документы:
Вопрос 17. Пакет документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов, установлен статьей 165 Кодекса и является исчерпывающим. В разделе II Положения предусмотрен перечень документов, отличный от Кодекса. Предполагается ли внесение изменений в Кодекс в связи с вступлением в силу Соглашения?
Ответ. Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, в случае реализации российским налогоплательщиком товаров в режиме экспорта на территорию Республики Беларусь правомерность применения налоговой ставки 0 процентов должна подтверждаться документами, перечисленными в пункте 2 раздела II Положения.
Внесения изменений в Кодекс при этом не требуется.
Источник: Департамент информации и общественных связей "И.Л.Т.С."