Полезная информация / Обзоры законодательства / 2004 год / Март



Постановление Правительства Российской Федерации

Постановлением Правительства РФ от 05.03.2004 № 137 "О дополнительных мерах по регулированию импорта мяса домашней птицы, говядины и свинины" установлено, что в случае введения Государственной ветеринарной службой РФ полного или частичного запрета на ввоз мяса домашней птицы, свинины и говядины из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки участник внешнеэкономической деятельности, имеющий лицензию на ввоз указанного товара из этого государства-поставщика, имеет право переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика.

Вступает в силу со дня официального опубликования.

Документы ГТК России

Приказом ГТК России от 01.03.2004 № 255 "Об утверждении перечня таможенных органов, обладающих правомочиями и компетенцией на совершение таможенных операций с товарами, перемещаемых с применением карнетов АТА" (рег. № 5645 от 09.03.2004) утвержден перечень таможенных органов, обладающих правомочиями и компетенцией на совершение таможенных операций с товарами, перемещаемых с применением карнетов АТА.

Признаны утратившими силу с момента вступления настоящего приказа:

  • распоряжение ГТК России от 23.07.2002 № 477-р "О местах таможенного оформления товаров с применением карнетов АТА" (зарегистрировано Минюстом России 09.10.2002, рег. № 3850);
  • распоряжение ГТК России от 29.09.2003 г. № 539-р "О местах временного ввоз (вывоза) товаров на (с) таможенную территорию Российской Федерации с применением карнетов АТА" (зарегистрировано Минюстом России 27.10.2003, рег. № 5200).

Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 

Приказ ГТК России от 04.03.2004 № 272 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 15 сентября 2003 г. № 1014 "О выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории" (рег. № 5675 от 12.03.2004). После проставления должностным лицом таможенного органа на ГТД о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории штампа "Выпуск разрешен" третий и четвертый экземпляры ГТД являются разрешением на переработку товаров на таможенной территории. 

Приказ ГТК России от 09.03.2004 № 279 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 08.02.2004 № 681" (вступил в силу с 28.02.2004). В Перечне количественных ограничений, устанавливаемых на 2000 - 2005 годы на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области заменены некоторые коды ТН ВЭД России. 

Приказ ГТК России от 23.03.2004 № 346 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 14.04.2003 № 401 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации". Ставки ввозных таможенных пошлин в размере 5% от таможенной стоимости на тягачи седельные (код ТН ВЭД России 8701 20 101 2) и моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой более 20 т (код ТН ВЭД России 8704 23 910 4), утвержденные постановлением Правительства от 11 марта 2003 г. № 147, подлежат применению с 15 января 2004 г. постоянно. 

Приказ ГТК России от 23.03.2004 № 348 "О внесении изменений в ТН ВЭД России и ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования". С 25 марта 2004 года ТН ВЭД России, с 25 марта по 24 декабря 2004 года включительно ставки ввозных таможенных пошлин применяются с изменениями, в отношении оборудования для фасования напитков в бутылки, банки при избыточном давлении, закупорки, этикетирования бутылок, банок. 

Приказом ГТК России от 24.03.2004 № 358 "О местах декларирования товаров, классифицируемых в группе 33 ТН ВЭД России" (рег. № 720) определены места декларирования товаров, классифицируемых в группе 33 ТН ВЭД России, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации автомобильным транспортом в адрес получателей, расположенных в Москве и Московской области:

  • Новокаширский таможенный пост Центральной акцизной таможни;
  • Акуловский таможенный пост Одинцовской таможни.

Не применяются положения настоящего приказа в отношении товаров, ввозимых:

  • в качестве выставочных образцов для использования на ярмарках, выставках, международных встречах и других подобных мероприятиях и помещаемых под таможенный режим временного ввоза; - физическими лицами и предназначенных для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • в адрес дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

Приказ ГТК России от 26.03.2004 № 370 "Об утверждении Инструкции об особенностях действий должностных лиц таможенных органов при таможенном оформлении российских товаров, перемещаемых по суше между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики с использованием автоматизированной системы "Калининградский транзит". Приводим извлечения из Инструкции... 
 
...2. Инструкция определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, обладающих полномочиями по проведению таможенных операций с товарами при помещении их под специальный таможенный режим российских товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации через территорию иностранного государства (далее - специальный таможенный режим), в случае, когда заинтересованное лицо представляет документы и сведения, необходимые для перемещения товаров через территорию Литовской Республики.

3. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, в котором товары помещаются под специальный таможенный режим, уведомляет заинтересованное лицо (перевозчика) о возможности принять в целях ускорения и упрощения перемещения российских товаров по территории Литовской Республики информацию о перемещаемых товарах в электронном виде в формате, установленном ГТК России, а также документ, подтверждающий наличие гарантии уплаты таможенных платежей (далее - гарантия), необходимые для получения разрешения контролирующих органов Литовской Республики.

4. Указанные в пункте 3 информация и гарантия могут быть представлены любым заинтересованным лицом, в том числе таможенным брокером.

... 11. Если заинтересованное лицо (перевозчик) не представляет указанных в пункте 3 информации и сведений, товары помещаются под специальный таможенный режим в соответствии с общеустановленным порядком.

Приказом ГТК России от 29.03.2004 № 390 "О местах декларирования сахара белого и сахаросодержащих продуктов" определены места декларирования сахара белого и сахаросодержащих продуктов (коды ТН ВЭД России 1702, 1806 10, 1701 99 100 1, 1701 99 100 9, 1701 99 900 1, 1701 99 900 9, 1704 90 100 0, 1704 90 510 0, 1806 20 950 0, 1806 90 900 0, 2106 90 300 0, 2106 90 510 0, 2106 90 550 0, 2106 90 590 0, 2106 90 980 9), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Белоруссия адрес получателей, расположенных в Москве и Московской области:

  • Западный таможенный пост Московской западной таможни;
  • Сергиево-Посадский таможенный пост Щелковской таможни.

Не применяются положения настоящего приказа в отношении товаров, ввозимых:

  • физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; в качестве выставочных образцов для использования на ярмарках, выставках, международных встречах и других подобных мероприятиях и помещаемых под таможенный режим временного ввоза;
  • в качестве гуманитарной помощи (содействия).

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

Приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" (рег. № 5767) установлено, что:

  • не применяются в отношении товаров, декларируемых в электронной форме в соответствии с Инструкцией, требования нормативных правовых актов ГТК России, устанавливающих места декларирования отдельных видов товаров;
  • не применяется электронная форма декларирования в отношении подакцизных товаров, подлежащих лицензированию при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и (или) маркировке акцизными и (или) специальными марками, и товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования.

Определены особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме.

Доведены Технология взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационной системы лица, декларирующего товары в электронной форме и образец Разрешения на выдачу со склада временного хранения товаров, декларируемых в электронной форме.

Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.

Приказом ГТК России от 31.03.2004 № 401 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 11.09.2002 № 973 "Об оперативном сопровождении подготовки и проведения эксперимента по электронному декларированию" доведен Перечень таможенных органов, на базе которых проводится эксперимент по использованию компонентов электронного декларирования с применением электронной цифровой подписи.

Признаны утратившими силу:

  • приказ ГТК России от 26.11.2003 № 1335 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 11.09.2002 № 973";
  • приказ ГТК России от 28.11.2003 № 1349 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 26.11.2003 № 1335".

Распоряжение ГТК России от 05.03.2004 № 90-р "О порядке оформления квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению". Порядок оформления квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению :

1. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению является документом строгой отчетности. Бланк квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению имеет степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер.

2. Квалификационный аттестат оформляется ГТК России на основании представленных лицом заявления о допуске к аттестации и документов, подаваемых вместе с заявлением.

3. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению содержит:

1) Номер квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
2) Наименование таможенного органа, принявшего квалификационный экзамен;
3) Фамилию, имя, отчество специалиста по таможенному оформлению;
4) Год рождения специалиста по таможенному оформлению;
5) Сведения о документе, удостоверяющем личность;
6) Номер и дата протокола проведения квалификационного экзамена;
7) Сведения о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

4. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению подписывает уполномоченное должностное лицо ГТК России.

5. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению заверяют оттиском мастичной гербовой печати ГТК России.

Распоряжение ГТК России от 17.03.2004 № 118-р "О размере обеспечения уплаты таможенных платежей". В отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, применяется фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей, установленный нормативным правовым актом ГТК России; указывается на необходимость таможенным органам при расчете обеспечения уплаты таможенных платежей опираться на справочную информацию, издаваемую письмами Главного управления федеральных таможенных доходов ГТК России по отдельным видам товаров.

Таможенные органы обязаны применять обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении товаров, выпущенных условно в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, только в случаях отсутствия необходимых документов, подтверждающих правомерность применения таких льгот, в размере условно начисленных таможенных платежей. 

Письмо ГТК России от 02.03.2004 № 01-06/7608 "О применении обеспечения уплаты таможенных платежей владельцами СВХ" разъясняет вопросы использования владельцами СВХ обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенного для включения их в Реестр владельцев складов временного хранения, при доставке товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ).

В случае, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает владелец склада временного хранения, в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров под процедуру ВТТ возможно использовать внесенное им в соответствии со статьей 339 Таможенного кодекса Российской Федерации обеспечение уплаты таможенных платежей при условии, что в документах, в соответствии с которыми оформляется внесение обеспечения (банковская гарантия, договор поручительства (залога), платежное поручение), в том числе указано, что обеспечиваемые обязательства включают в себя обязанности владельца склада по уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 112 Таможенного кодекса Российской Федерации. При оформлении внесения обеспечения для получения разрешения на помещение товаров под процедуру ВТТ заполняется подтверждение согласно распоряжению ГТК России от 25.12.2003 N 700-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с генеральным обеспечением уплаты таможенных платежей". Заполненное подтверждение, в котором в качестве процедуры указывается "доставка товаров от (наименование СВХ, являющегося местом доставки) до места хранения (наименование СВХ)", передается в подразделение таможенного органа, осуществляющее оформление сертификатов в соответствии с распоряжением ГТК России от 09.12.2003 N 666-р "Об утверждении Инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите". При этом с учетом необходимости соблюдения условий, установленных таможенным законодательством для осуществления деятельности в области таможенного дела, и обеспечения принимаемых на себя владельцем склада обязательств рекомендуется заполнять подтверждение не более чем на половину суммы внесенного владельцем склада обеспечения. Аналогичный порядок рекомендуется применять и при доставке товаров на таможенный склад.

При выявлении случаев нарушения владельцем склада принятых на себя обязательств таможенный орган обязан принять все меры, предусмотренные действующим законодательством, по выполнению владельцем склада принятых на себя обязательств. Если погашение суммы задолженности, образовавшейся вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения владельцем склада принятых на себя в соответствии с процедурой ВТТ обязательств, осуществляется за счет внесенного им согласно статье 339 Таможенного кодекса Российской Федерации обеспечения, таможенный орган незамедлительно информирует владельца СВХ о необходимости пополнения уже внесенного обеспечения либо о внесении нового обеспечения. При невыполнении владельцем склада указанного требования таможенный орган обязан принять меры, предусмотренные статьей 113 Таможенного кодекса Российской Федерации. 

Письмо ГТК России от 03.03.2004 № 01-06/7790 "О договоре таможенного брокера с представляемым лицом". Статьей 139 Таможенного кодекса Российской Федерации определено, что отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. При этом не предусмотрена обязательность нотариального удостоверения договора.

В связи с этим с 1 января 2004 года нотариальное удостоверение договора таможенного брокера с представляемым лицом для таможенных целей не требуется.

Необходимость нотариального удостоверения договора определяется сторонами договора в зависимости от конкретных условий сделки в рамках гражданского законодательства Российской Федерации.

ГТК России информирует, что постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере" фактически утратило силу с 1 января 2004 года. Приказ ГТК РФ от 15.06.1998 N 392 "Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" утратил силу в связи с изданием приказа ГТК РФ от 02.10.2003 N 1098. 

Письмо ГТК РФ от 10.03.2004 № 01-06/8481 "О заключении договоров залога".

В настоящее время наблюдается увеличение случаев представления на согласование в ГТК России проектов договоров залога, где предметом выступает имущество, в отношении которого возникают сомнения о возможности его реализации при обращении на него взыскания в случае неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей по цене, которая в полной мере покроет задолженности по уплате таможенных платежей. Например, среди имущества, предлагаемого в качестве предмета залога, предоставляются персональные компьютеры, телефонные аппараты, лазерные принтеры, сканеры, ксероксы, аккумуляторные батареи, электропогрузчики, автомобильные полуприцепы и транспортные средства, срок службы которых к моменту заключения договора уже составил десять и более лет, и иное аналогичное имущество. Следует учитывать, что стоимость данного имущества, предоставляемого в качестве, предмета залога, неизбежно существенно уменьшится к моменту наступления срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом, путем естественного износа, а также в связи развитием новых технологий.

Эффективность залога как способа обеспечения исполнения обязательства зависит не только от финансового состояния залогодателя, но и от качества имущества, передаваемого в залог. Критерии качества имущества, выступающего предметом залога, могут быть определены ликвидностью и длительностью его хранения. Подразделениям таможенных органов, готовящим заключения о ликвидности предмета залога, следует помнить о необходимости независимой оценки стоимости предмета залога с учетом срока исполнения обеспеченного залогом обязательства. При этом, стоимость предмета залога, предоставляемого в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, не должна быть менее сумм, указанных ст. 339 Таможенного кодекса Российской Федерации. Решение о возможности применения в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей залога принимается таможенным органом, который также вправе по своему усмотрению избрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренных ст. 340 Таможенного кодекса Российской Федерации (залог, банковская гарантия или гарантия иной кредитной организации, внесение на депозит подлежащих уплате сумм таможенных платежей, применение страхования), являющийся с точки зрения таможенного органа наиболее приемлемым для обеспечения уплаты таможенных платежей.

Определяя ликвидность заложенного имущества следует помнить, что в соответствии с п. 20 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519, итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки если с даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Заключение о ликвидности предмета залога, а также предварительный расчет расходов таможенного органа на реализацию предмета залога готовится подразделением таможенного органа, ответственным за работу с товарами, обращенными в федеральную собственность, на основании п. 51 распоряжения ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей".

Принимая во внимание положения ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороны свободны в заключении договора и выборе контрагента, включая право воздерживаться от вступления в договорные отношения, самостоятельны в принятии решения о заключении договора и выборе вида договора, а также учитывая, что договор залога по своей природе является гражданско-правовой сделкой, таможенным органам необходимо самостоятельно определять приемлемость имущества, составляющего предмет залога, для обеспечения уплаты таможенных платежей. Следует иметь в виду, что договор, заключаемый таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, не является предметом регулирования административного права, поскольку строится на основе норм гражданского законодательства Российской Федерации, а не на отношениях власти и подчинения упомянутых субъектов.

На основании изложенного, а также учитывая, что правоприменительная практика по применению договора залога в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей подлежит формированию, ГТК России рекомендует при рассмотрении указанных договоров залога руководствоваться распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей" и письмом ГТК России от 06.06.2003 N 01-06/23287 "О методике работы с договорами залога", а также обратить внимание на заключение договоров залога, предметом которых выступает имущество, ликвидность которого вызывает сомнение.

Письмо ГТК России от 19.03.2004 № 01-06/10013 "О периодическом временном декларировании российских товаров и декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом".

В связи с поступающими запросами от таможенных органов по вопросам пересчета иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин и налогов при декларировании товаров путем подачи временной таможенной декларации ГТК России разъясняет следующее. При периодическом временном декларировании российских товаров в соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации и при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, согласно статье 311 Таможенного кодекса Российской Федерации для целей исчисления таможенных пошлин и налогов применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, действующей на день принятия таможенными органами временной таможенной декларации.

Источник: Департамент информации и общественных связей ЗАО "И.Л.Т.С."



Назад в раздел
-->