Полезная информация / Обзоры законодательства / 2010 год / Октябрь



Федеральные законы

Федеральным законом от 04.10.2010 № 268-ФЗ "О ратификации Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин" ратифицировано Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

Целью Соглашения является проведение согласованной политики в области исчисления и уплаты таможенных пошлин на единой таможенной территории Таможенного союза.

Соглашение предусматривает, что срок уплаты пошлин изменяется в форме отсрочки или рассрочки на срок не более 6 месяцев, а в отношении отдельных товаров - не более 2 месяцев. Они предоставляются при условии обеспечения уплаты пошлин в порядке, предусмотренном ТК ТС, и при наличии соответствующих оснований.

В соглашении прописываются случаи, когда в рассрочке или отсрочке уплаты отказывают либо решение о предоставлении аннулируют. В частности, это касается возбуждения процедуры банкротства. За отсрочку или рассрочку уплаты пошлин взимаются проценты.

Федеральным законом от 04.10.2010 № 267-ФЗ "О ратификации Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза" ратифицировано Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых ж/д транспортом по таможенной территории ТС. Оно не касается товаров и транспортных средств, перемещаемых физлицами для личного пользования.

В соответствии с соглашением в качестве транзитной декларации можно использовать ж/д накладную (допэкземпляры дорожной ведомости - для таможенных органов отправления и назначения), коммерческие или таможенные документы, содержащие сведения, установленные законодательством ТС. Если подаются накладная и коммерческие документы, основу декларации составляет накладная. Прочие материалы являются ее неотъемлемой частью. Декларация оформляется на каждую партию товаров, перевозимых от одного отправителя в адрес одного получателя на одну станцию назначения по одной накладной. При подаче декларации таможенному органу отправления представляется ее электронная копия.

В случаях, когда железная дорога-декларант подает в качестве декларации таможенный документ, она должна проставить в декларации календарный штемпель, заверенный подписью ответственного работника станции. Если же в качестве декларации использую,тся накладная и коммерческие документы, штемпель необходим в допэкземплярах дорожной ведомости. Такой экземпляр подтверждает полномочия железной дороги выступать декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.

Срок транзита устанавливает таможенный орган отправления в соответствии с законодательством ТС. При этом учитываются положения Соглашения о международном ж/д грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г.

Постановления Правительства Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2010 № 859 "О внесении на ратификацию Соглашения об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля" одобрено Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля, подписанное в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010.

В Госдуму внесен проект федерального закона "О ратификации Соглашения об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 853 "О введении временного запрета на вывоз некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации" введен с 02.01.2011 по 30.06.2011 временный запрет на вывоз пшеницы и меслина (код ТН ВЭД 1001), ячменя (код ТН ВЭД 1003 00), ржи (код ТН ВЭД ТС 1002 00 000 0) и кукурузы (код ТН ВЭД 1005) с территории Российской Федерации (далее - временный запрет).

Установлено, что временный запрет не применяется в отношении сельскохозяйственных товаров, вывозимых с территории Российской Федерации:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 848 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982" утверждены изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 826 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля" внесены изменения в следующие постановления Правительства Российской Федерации:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 803 "О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении цемента, вывозимого за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" утверждены в нулевом размере ставки вывозных таможенных пошлин для товаров, классифицируемых в подсубпозициях 2523 10 000 0, 2523 21 000 0, 2523 29 000 0, 2523 30 000 0, 2523 90 100 0, 2523 90 800 0 ТН ВЭД ТС, вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 800 "О создании на территории Мурманской области портовой особой экономической зоны" принято решение о создании портовой особой экономической зоны на территории муниципальных образований Кольский район и город Мурманск Мурманской области.

Портовая особая экономическая зона будет создана на земельных участках, определяемых соглашением о ее создании, без проведения конкурса по отбору заявок. Минэкономразвития России поручено заключить от имени Правительства Российской Федерации с правительством Мурманской области и администрациями названных муниципальных образований соглашение о создании портовой особой экономической зоны, определив в нем, в том числе, финансово-экономические показатели эффективности функционирования портовой особой экономической зоны и земельные участки, входящие в состав ее территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 791 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372" расширен перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

В указанный перечень включены, в частности, "Печи пиролиза типа SRT-IV" (код ТН ВЭД ТС 8417 80 850 0); "Оборудование установки дегидрирования пропана" (код ТН ВЭД ТС 8419 89 989 0); "Каландровая линия для металлокорда, оборудованная четырехвалковым каландром" (код ТН ВЭД ТС 8420 10 500 0); "Экструзионное оборудование "Дуплекс", "моноэкструдер" для выпуска боковин, протекторов, резиновых лент шин цельнометаллокордных для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов" (код ТН ВЭД ТС 8477 20 000 0).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 784 "О ратификации Соглашения с Правительством Франции о транзите военного имущества в Афганистан" одобрено и представлено Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию в Госдуму Федерального Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о транзите военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооруженных Сил Французской Республики в усилиях по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан, подписанное в г. Москве 07.10.2004.

Документы ФТС России

Приказом ФТС России от 21.10.2010 № 1950 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 25 июля 2008 г. № 917" внесены в приложение № 1 к Порядку работы таможенных органов с договорами поручительства, заключаемыми в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, при внутреннем и международном таможенном транзите, утвержденному приказом ФТС России от 25.07.2008 №917, следующие изменения:

1) в констатирующей части слова "на основании статьи 86, статьи 90, статьи 169, статьи 337, статьи 346, статьи 408 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс)" заменить словами "на основании статьи 85, пунктов 1 и 4 статьи 86, статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 346, статьи 408 Таможенного кодекса Российской Федерации, статей 361-367 Гражданского кодекса Российской Федерации";

2) в подп. 1 "Предмет договора":

Приказом ФТС России от 15.10.2010 № 1908 "Об утверждении Инструкции о применении в таможенных органах Российской Федерации запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности и технических требований к ним" утверждены Инструкция о применении в таможенных органах Российской Федерации запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности (далее – Инструкция) и технические требования к запорно-пломбировочным устройствам повышенной надежности (далее – технические требования).

Инструкция разработана в целях повышения эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки, а также определяет порядок получения, уничтожения, применения запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности, применяемых в таможенных органах Российской Федерации.

Инструкцией установлено, что запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности (далее - ЗПУ) накладываются должностными лицами таможенных органов Российской Федерации на запирающие узлы грузовых помещений транспортного средства международной перевозки при перемещении товаров, находящихся под таможенным контролем. Контроль грузовых помещений транспортного средства международной перевозки, которые опломбированы пломбировочными устройствами, а также удаление этих устройств осуществляют должностные лица таможенных органов назначения либо других таможенных органов Российской Федерации (в случаях, определенных нормативными правовыми актами ФТС России).

Технические требования представляют собой:

Кроме того, приказом установлено, что свинцовые пломбы, используемые в таможенных органах Российской Федерации, применяются при наложении средств идентификации на мешки, коробки, упаковки, ящики.

Признан утратившим силу приказ ГТК России от 18.08.2000 № 739 "О применении пломбировочных устройств повышенной надежности".

Приказом ФТС России от 15.10.2010 № 1906 "Об утверждении типовых положений о подразделениях торговых ограничений и экспортного контроля таможенных органов" утверждены:

Признан утратившим силу приказ ФТС России от 30.09.2005 № 914 "Об утверждении типовых положений о подразделениях торговых ограничений и экспортного контроля таможенных органов".

Приказом ФТС России от 07.10.2010 № 1867 "О признании недействующими некоторых правовых актов ФТС России" признаны недействующими:

Приказом ФТС России от 06.10.2010 № 1839 "О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе" созданы за счет перераспределения штатной численности таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе:

Приказ вступает в силу с 12.01.2011.

Письмом ФТС России от 25.10.2010 № 01-11/51836 "О направлении информации" разъяснены некоторые вопросы, касающиеся порядка ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319 "О техническом регулировании в Таможенном союзе" было утверждено Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно пункту 5 Положения правом по выдаче письменных разъяснений (заключений) по отнесению продукции (товаров) к подлежащей обязательному подтверждению соответствия на основании обращений заинтересованных лиц наделены уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза в области технического регулирования. В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438, функции федерального органа по техническому регулированию в Российской Федерации осуществляет Минпромторг России.

Письменные разъяснения не являются документами, подтверждающими соблюдение ограничений в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза продукции либо законодательством Российской Федерации, и при подаче таможенной декларации их обязательное представление таможенным органам Российской Федерации не требуется. Представление либо непредставление таможенному органу Российской Федерации письменного разъяснения не относится к действиям, которые в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза являются обязательными при подаче и регистрации таможенной декларации и не могут служить причиной для отказа в ее регистрации.

Письмом ФТС России от 22.10.2010 № 15-12/51691 "Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России" доведено до сведения, что зарегистрированы, опубликованы и вступили в силу следующие приказы ФТС России:

Письмом ФТС России от 21.10.2010 № 15-12/51360 "Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России" доведено до сведения, что зарегистрированы, опубликованы и вступили в силу следующие приказы ФТС России:

Письмом ФТС России от 20.10.2010 № 01-11/51136 "О направлении разъяснений" разъяснен вопрос применения банковских гарантий в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по обязательствам таможенных перевозчиков, таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, осуществляющих в соответствии с п. 1 ст. 367 Таможенного кодекса Таможенного союза свою деятельность в переходный период.

Типовые формы банковских гарантий по обязательствам таможенных перевозчиков, таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, доведенные письмами ГТК России от 10.11.2003 № 01-06/43956, от 26.11.2003 № 01-06/46329, от 11.12.2003 № 01-06/48433, содержат ссылки на нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время частично утратили силу вследствие применения соответствующих норм Таможенного кодекса Таможенного союза. Кроме того, понятие "таможенный брокер (представитель)" заменяется понятием "таможенный представитель".

Вследствие этого банковские гарантии, оформленные по указанным типовым формам и принятые таможенными органами, не могут быть использованы при включении лиц, осуществляющих в соответствии с п. 1 ст. 367 Таможенного кодекса Таможенного союза свою деятельность в переходный период, в соответствующие реестры.

В целях обеспечения интересов таможенных органов в качестве бенефициара по банковским гарантиям и исключения необходимости предоставления лицами, осуществляющими в переходный период свою деятельность в соответствии с п. 1 ст. 367 Таможенного кодекса Таможенного союза, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов помимо имеющегося в таможенном органе ФТС России считает возможным при включении указанных лиц в соответствующие реестры принимать изменения в действующие банковские гарантии, составленные согласно прилагаемым образцам.

Письмом ФТС России от 15.10.2010 № 05-97/50551 "О ставке ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец" доведена до сведения среднемесячная цена на сахар-сырец, рассчитываемая как среднеарифметическое от цен закрытия сахара-сырца на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже по текущему контракту за все дни торгов за истекший месяц. Данная цена, по сообщению Комиссии таможенного союза, за сентябрь 2010 года составляет 522,89 доллара США за тонну.

В соответствии с Единым таможенным тарифом таможенного союза с 01.11.2010 по 31.11.2010 сахар-сырец и сахар с вкусо-ароматическими или красящими добавками, при указанной среднемесячной цене, классифицируются в подсубпозициях 1701 11 103 5, 1701 11 903 5 и 1701 91 003 5 ТН ВЭД ТС соответственно и при их ввозе на территорию Таможенного союза применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 140 долларов США за 1000 кг.

Письмом ФТС России от 15.10.2010 № 15-12/50468 "Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России" доведено до сведения, что зарегистрированы, опубликованы и вступили в силу:

Письмом ФТС России от 14.10.2010 № 04-54/50182 "О направлении информации" доведено до сведения информация о решении, принятом руководителями таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (Протокол рабочей встречи руководителей таможенных служб от 1 октября 2010 года (далее - Протокол)), по вопросу завершения режимов временного ввоза, временного вывоза, начатых до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, в отношении товаров, помещенных под эти режимы при их перемещении между государствами - членами Таможенного союза.

Завершение таможенного режима временного ввоза в отношении товаров, ввезенных с территории одного из государств - членов Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза и помещенных на данной территории под указанный таможенный режим до вступления в силу ТК ТС, при условии обратного их ввоза на территорию государства - члена Таможенного союза, с которой они ранее были вывезены, помещением таких товаров при вывозе последовательно под таможенные процедуры реэкспорта и таможенного транзита.

Завершение таможенного режима временного вывоза в отношении товаров, вывезенных с территории одного из государств - членов Таможенного союза в соответствии с указанным таможенным режимом на территорию другого государства - члена Таможенного союза до вступления в силу ТК ТС, при обратном их ввозе на территорию государства - члена Таможенного союза, с которой они ранее были вывезены, по таможенной процедуре таможенного транзита помещением таких товаров под таможенную процедуру реимпорта после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Кроме того, согласно пункту 8 Протокола принято решение о том, что в целях вывоза товаров, оформленных по карнету АТА таможенным органом одного государства - члена Таможенного союза, присоединившегося к Конвенции о карнете АТА, для их временного использования на территории иного государства - члена Таможенного союза должен быть завершен временный ввоз путем их помещения под таможенную процедуру реэкспорта (на условиях и в порядке, установленном Конвенциями).

Письмом ФТС России от 13.10.2010 № 04-45/49897 "О направлении разъяснений" разъяснены некоторые вопросы, возникающие при реализации Порядка подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Сообщено, в частности, что Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 330 (далее - Порядок), применяется в случае помещения товаров российскими (белорусскими) таможенными органами под таможенную процедуру, подразумевающую их убытие с территории Таможенного союза через белорусские (российские) таможенные органы. Порядок применяется также в случае помещения российскими таможенными органами товаров под таможенную процедуру, подразумевающую их убытие с таможенной территории Таможенного союза через казахстанские таможенные органы. Порядок не применяется при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом.

Положения Порядка подтверждения фактического вывоза товаров с территории Союзного государства, утвержденного Коллегией Таможенного комитета Союзного государства от 10.04.2009, применяются в части, не противоречащей Порядку.

Письмом ФТС России от 11.10.2010 № 01-11/47866 "О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации" доведена до сведения информация о порядке совершения таможенных операций в отношении автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации.

В частности, сообщено, что при проведении таможенного контроля необходимо учитывать, что автомобили, указанные в части первой п. 1 ст. 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", в Российской Федерации признаются иностранными товарами.

В письме ФТС России раскрываются основания временного ввоза таких автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, устанавливается перечень документов, необходимых для определения статуса автомобилей, определяется порядок действий должностных лиц таможенных органов при ввозе транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств.

Письмом ФТС России от 11.10.2010 № 15-101/49581 "О рассмотрении обращения" разъяснен порядок направления уточненного требования об уплате таможенных платежей.

В частности, письмом разъяснено, что требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

В случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с ТК России направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.

Направление плательщику уточненного требования об уплате таможенных платежей возможно в случае изменения обязанности по уплате таможенных платежей, возникшей в связи с изменением суммы задолженности по ранее направленному требованию в адрес должника. Такое изменение может являться следствием судебного решения, решений таможенных органов, принятых по результатам рассмотрения жалобы или ведомственного контроля решений в сфере таможенного дела.

Письмом ФТС России от 11.10.2010 № 09-107/49391 "О направлении перечня таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования" направлен для сведения и руководства в работе Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, по состоянию на 01.10.2010.

Письмом ФТС России от 07.10.2010 № 01-11/49186 "О направлении информации" доведено до сведения, что временно, до издания проекта приказа ФТС России "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с принятием таможенных деклараций и выпуском товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ТС в товарных позициях 4401, 4403, 4404, 4406, 4407 (за исключением следующих подсубпозиций 4407 10 150 0, 4407 10 310 0, 4407 10 330 0, 4407 10 380 0, 4407 99 200 0, 4407 99 250 0, 4407 99 400 0), вывозимых с территории Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим экспорта", допускать таможенное оформление и таможенный контроль товаров, классифицируемых в указанных группах ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации, на Марийском (10408110), Кировском областном (10408100), Дзержинском (10408040) таможенных постах Нижегородской таможни и Удмуртском таможенном посту Пермской таможни (10411090).

Письмом ФТС России от 06.10.2010 № 14-82/48693 "О направлении письма Роспотребнадзора" направлена для использования в работе копия письма Роспотребнадзора от 22.09.2010 № 01/13620-0-23 "О подтверждении соответствия товаров единым санитарным правилам Таможенного союза".

Письмом Роспотребнадзора от 22.09.2010 № 01/13620-0-23 разъяснено, что письма о подтверждении соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Таможенного союза по обращениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Федеральной службой и ее территориальными органами не выдаются.

Письмом ФТС России от 06.10.2010 № 05-41/48871 "О формализации решений по таможенной стоимости и исчислении таможенных платежей" даны разъяснения, касающиеся единообразного применения формализации решения по таможенной стоимости и исчисления таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении недекларированных или недостоверно декларированных товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.

В частности письмом разъяснено, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, определяется на основании стоимости таких товаров в случае наличия у физического лица оригиналов документов, подтверждающих ее.

В соответствии с п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.

Для формализации решений по таможенной стоимости недекларированных или недостоверно декларированных товаров и исчисления таможенных платежей используется бланк таможенного приходного ордера (ТПО). На основании сведений, представленных физическим лицом, перемещающим товары для личного пользования, или уполномоченным подразделением по контролю таможенной стоимости в соответствии с пунктом 10.6 Порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 288, в подграфе 6.2 ТПО указывается таможенная стоимость всех перемещаемых товаров, включая товары, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в валюте платежа. Расчет таможенной стоимости с документами, на основании которых такой расчет производился, приобщаются к ТПО и являются его неотъемлемой частью.

Письмом ФТС России от 06.10.2010 № 14-68/48805 "О перечне товаров" доведено до сведения, что Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России подготовлен перечень товаров, в отношении которых не применяются запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля.

Создаваемая ФСТЭК России соответствующая база данных будет дополняться и актуализироваться по мере обобщения заключений, выдаваемых участникам ВЭД. Информация об указанных товарах размещена также на официальном сайте ФСТЭК России www.fstec.ru.

Помещение товаров, включенных в указанный перечень, под таможенные процедуры производится без истребования у участников ВЭД дополнительной информации и документов, подтверждающих статус этих товаров для целей экспортного контроля.

Письмом ФТС России от 06.10.2010 № 01-11/48719 "О применении статьи 99 Таможенного кодекса Таможенного союза" разъяснено применение части первой ст. 99 ТК ТС, касающейся проведения таможенного контроля после выпуска товаров, помещенных под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, отказа в пользу государства и экспорта, но утративших статус находящихся под таможенным контролем до вступления в силу ТК ТС.

В соответствии с п. 1 ст. 366 ТК ТС положения ТК ТС применяются к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления ТК ТС в силу. Отношения в области таможенного дела (включающие отношения, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем), возникшие и завершившиеся до введения в действие ТК ТС, исходя из указанной нормы ТК ТС не регулируется. В отношении товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем, не истек предусмотренный Таможенным кодексом Российской Федерации срок проверки достоверности сведений после выпуска товаров до вступления в силу ТК ТС, применяются положения статьи 370 ТК ТС и в части таможенного контроля - положения статьи 99 ТК ТС.

С учетом изложенного в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, отказа в пользу государства, экспорта по истечении одного года со дня утраты статуса находящихся под таможенным контролем (статья 361 Таможенного кодекса Российской Федерации) до вступления в силу ТК ТС, нормы статьи 99 ТК ТС, предусматривающие проведение таможенного контроля после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания их нахождения под таможенным контролем, не применяются, за исключением случаев условного выпуска товаров.

Письмом ФТС России от 05.10.2010 № 04-34/48434 "О направлении копии письма Минтранса России" направлена копия письма Минтранса России от 20.09.2010 № 03-01/04-1886ис о нарушении порядка использования многосторонних разрешений ЕКМТ молдавскими перевозчиками.

Письмом Минтранса России от 20.09.2010 № 03-01/04-1886ис доведен до сведения уточненный перечень молдавских автотранспортных предприятий, которым, в связи с многократными нарушениями порядка использования многосторонних разрешений ЕКМТ, с 01.10.2010 запрещен въезд на территорию Российской Федерации:

Письмо ФТС России от 22.09.2010 № 04-34/46360 считать утратившим силу.

Письмом ФТС России от 05.10.2010 № 05-89/48428 "О сертификатах происхождения товара, представляемых в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии" разъяснено, что в соответствии с приказом ФТС России от 02.07.2009 № 1222 "О применении Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии" для определения страны происхождения товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках свободной торговли, применяются Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996 (далее - Правила).

Данные Правила устанавливают требования к оформлению сертификатов происхождения товара формы "А", которые не предусматривают обязательного указания в графе 7 сертификатов происхождения товара формы "А" классификационного кода товара на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, а также не устанавливают цветовую окраску бланка сертификата происхождения товаров формы "А". Таким образом, отсутствие в графе 7 сертификата классификационного кода товара на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров не является нарушением, допущенным при заполнении сертификата происхождения товара формы "А".

Письма ГТК России от 27.10.2000 № 07-14/31205 и от 09.10.2002 № 07-14/40269 считать недействующими.

Дополнительно доведено до сведения, что при определении страны происхождения товаров, происходящих из Республики Сербии, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли и включенных в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятые Соглашением от 12.12.2008.

Письмом ФТС России от 01.10.2010 № 15-12/48058 "Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России" доведено до сведения, что зарегистрированы, опубликованы и вступают в силу следующие приказы ФТС России:

Письмом ФТС России от 01.10.2010 № 01-11/48055 "Об исполнении требований статей 160 и 225 Таможенного кодекса Таможенного союза" даны разъяснения по исполнению требований статей 160 и 225 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии с требованиями п. 6 ст. 225 ТК ТС в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Подп. 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС установлено, что таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Согласно п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, определены ст. 181 ТК ТС. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более двух часов с момента подачи таможенной декларации (п. 3 ст. 190 ТК ТС). П. 1 ст. 196 ТК ТС предусмотрено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Товары на временное хранение не помещаются в случае, если в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (п. 6 ст. 225 ТК ТС) или в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (п. 4 ст. 160 ТК ТС), при условии, что иные сроки не установлены таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом:

В ином случае в соответствии с п. 6 ст. 225 ТК ТС товары в течение трех часов должны быть помещены на временное хранение.

Телетайпограммой ФТС России от 22.10.2010 № ТФ-907 "О вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 № 803" доведено до сведения, что постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 803 "О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении цемента, вывозимого за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" официально опубликовано 19.10.2010 в газете "Российская газета" № 236 и вступает в силу с 19.11.2010.

Телетайпограммой ФТС России от 07.10.2010 № ТФ-868 "О таможенном оформлении и таможенном контроле отдельных товаров" доведено до сведения, что временно, до вступления в силу приказа ФТС России от 22.09.2010 № 1746, ФТС России не возражает против совершения таможенным постом ГАЗ (код 10408010) Нижегородской таможни таможенных операций в отношении товаров, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств и паспорта самоходных машин, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования.

Телетайпограммой ФТС России от 05.10.2010 № ТФ-858 "О таможенном оформлении и таможенном контроле отдельных товаров" доведено до сведения, что временно, до вступления в силу приказов ФТС России от 22.09.2010 № 1745 и от 22.09.2010 № 1746 ФТС России не возражает против совершения Марийским (код 10408110), Кировским областным (код 10408100), Чувашским (код 10408120) таможенными постами Нижегородской таможни, Мордовским (код 10414060), Пензенским областным (код 10414070) таможенными постами Ульяновской таможни и Удмурдским таможенным постом (код 10411090) Пермской таможни таможенных операций в отношении товаров, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств и паспорта самоходных машин, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, а также юридическими лицами (за исключением подакцизных транспортных средств).

Документы ФНС России

Письмом ФНС России от 05.10.2010 № АС-37-2/12630@ "О представлении налогоплательщиками заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов" даны разъяснения относительно возможности принятия налоговыми органами Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС российскими налогоплательщиками при экспорте товаров в Республику Беларусь Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленных налогоплательщиками - импортерами Республики Беларусь в июле - августе 2010 года по форме, утвержденной приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н, которая применялась в рамках действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республике Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004. Минфин России по запросу ФНС России сообщил в письме от 27.09.2010 № 03-07-15/126 о поддержании указанной просьбы.

Необходимо также отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 в случае непредставления в налоговый орган Заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

Учитывая изложенное, представляется возможным принятие налоговыми органами от российских налогоплательщиков - экспортеров для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость Заявлений, составленных налогоплательщиками - импортерами Республики Беларусь в июле - августе 2010 года, по форме, утвержденной приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.

Документы Роспотребнадзора

Письмом Роспотребнадзора от 11.10.2010 № 01/14520-0-32 "О порядке выполнения санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках Таможенного Союза" разъяснено, что ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" предусмотрено, что государственная регистрация, наряду с подтверждением соответствия, является формой оценки соответствия. Согласно абзацу 3 пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2009 № 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг" к услугам по подтверждению соответствия, оказываемым в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", действие указанного Постановления не распространяется.

В связи с этим, при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и других видов оценок в целях государственной регистрации подконтрольной продукции на территории Российской Федерации и Таможенного союза, нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2009 № 984 не применяются.

Письмо Роспотребнадзора от 08.10.2010 № 01/14440-0-32 "О государственной регистрации алкогольной продукции" разъяснено, в частности, что в соответствии с разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации, входит алкогольная продукция. При определении принадлежности продукции ко II (или III) разделу Единого перечня товаров следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ТС, так и наименованием группы товара в 11 группах товаров (перечисленных в начале II раздела единого перечня товаров). Таким образом, государственной регистрации подлежит вся продукция, поименованная в товарных позициях 2204, 2205, 2208, включая субпозиции.



Назад в раздел