Федеральные законы
Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят Госдумой 18.11.2011, одобрен Советом Федерации 29.11.2011) вносятся изменения в 24 законодательных акта, в том числе в Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и ряд других.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах в целях приведения его в соответствие с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны".
Федеральным законом от 06.12.2011 № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля" внесены изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Федеральный закон от 06.12.2011 № 406-ФЗ принят Госдумой 21.11.2011 и одобрен Советом Федерации 29.11.2011.
Федеральный закон направлен на совершенствование порядка проведения валютного контроля при осуществлении внешнеэкономических сделок путём сокращения документооборота, исключения дублирования функций агентов валютного контроля, сокращения объёма информации, необходимой для оформления паспорта сделки, а также уточнения компетенции таможенных органов как агентов валютного контроля в целях создания благоприятных условий для перехода на оформление паспорта сделки в электронном виде.
Федеральным законом уточняется круг граждан Российской Федерации, относящихся к категории физических лиц – нерезидентов.
Указанным изменением обеспечивается возможность беспрепятственной выплаты юридическими лицами – резидентами заработной платы и иных выплат гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в иностранном государстве не менее одного года либо временно пребывающим в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы.
Федеральным законом от 01.12.2011 № 374-ФЗ "О ратификации договора о Евразийской экономической Комиссии" ратифицирован Договор о Евразийской экономической комиссии (далее – Договор), подписанный в городе Москве 18.11.2011. Федеральный закон принят Госдумой 22.11.2011 и одобрен Советом Федерации 25.11.2011.
Договор разработан в соответствии с решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 15.03.2011 № 74 "О совершенствовании деятельности Комиссии Таможенного союза" и от 19.05.2011 № 86 "О совершенствовании деятельности Комиссии Таможенного союза".
Договором предусматривается создание Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) как единого постоянно действующего регулирующего наднационального органа Таможенного союза и Единого экономического пространства и определяются общие принципы её функционирования.
Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В целях реализации полномочий, переданных Комиссии в соответствии с международными договорами, заключёнными в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, Договором предусматривается создание Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, определяются порядок их формирования и принятия решений, функции и полномочия, а также порядок формирования и деятельности департаментов Комиссии, осуществляющих обеспечение её деятельности.
Распоряжения Правительства Российской Федерации
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.12.2011 № 2231-р "О подписании Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации" одобрен представленный Минэкономразвития России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и проработанный с членами Всемирной торговой организации проект Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994.
Минэкономразвития России поручено подписать от имени Российской Федерации Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскму соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994, разрешив в случае необходимости вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Одобрены прилагаемые документы, отражающие результаты переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации:
Документы ФТС России
Приказом ФТС России от 21.12.2011 № 2571 "О внесении изменений в перечень соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации, утвержденный приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. № 2747" внесены в Перечень соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации, утвержденный приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2747, следующие изменения:
Приказом ФТС России от 20.12.2011 № 2552 "О создании Астраханского энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни" создан в структуре Центральной энергетической таможни Астраханский энергетический таможенный пост.
Определено местонахождение Астраханского энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни по адресу: 414040, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Красная Набережная, д. 27, лит. А, пом. 6.
Присвоен код Астраханскому энергетическому таможенному посту Центральной энергетической таможни - 10006110.
Регионом деятельности Астраханского энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни определена Российская Федерация.
Приказ вступает в силу с 01.03.2012.
Приказом ФТС России от 16.12.2011 № 2533 "Об утверждении порядка учета банковских гарантий, поручительств и залогов имущества, принятых в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" утвержден Порядок учета банковских гарантий, поручительств и залогов имущества, принятых в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - Порядок.
Порядок разработан с целью унификации и систематизации работы таможенных органов по учету банковских гарантий, договоров поручительства и договоров о залоге имущества, подтверждающих предоставление таможенному органу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Приказ вступает в силу с 01.01.2012.
Приказом ФТС России от 13.12.2011 № 2506 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с отказом в регистрации декларации на товары" утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с отказом в регистрации декларации на товары.
Признан утратившим силу приказ ФТС России от 22.12.2010 № 2531 "Об утверждении форм журнала регистрации деклараций на товары, журнала регистрации листов отказа в регистрации декларации на товары и порядка их заполнения".
Приказ вступает в силу с 01.04.2012.
Приказом ФТС России от 05.12.2011 № 2437 "О взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика" утверждены:
Признан утратившим силу приказ ФТС России от 26.03.2010 № 621 "О взыскании задолженности за счет имущества плательщика".
Письмом ФТС России от 22.12.2011 № 01-11/63312 "Об обращении таможенного представителя за подтверждением уплаты таможенных платежей и за отчетом о расходовании авансовых платежей" разъяснен вопрос возможности предоставления по обращениям таможенных представителей подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также отчета о расходовании денежных средств (денег), уплаченных в качестве авансовых платежей.
В частности разъяснено, что в случае, если декларирование товаров осуществляется таможенным представителем, в соответствии с частью 5 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2011 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) данное лицо может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенного между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем. В указанном случае таможенный представитель выступает в качестве плательщика таможенных пошлин, налогов.
Как определено частью 4 статьи 117 Закона, по требованию плательщика таможенных пошлин, налогов, а также лиц, указанных в части 1 статьи 119, части 5 статьи 168 Закона, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующие этому требованию. В случае, если таможенный представитель выступает в качестве плательщика таможенных пошлин, налогов, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таких платежей в письменной форме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 73 ТК ТС по требованию плательщика таможенный орган представляет отчет о расходовании денежных средств (денег), уплаченных в качестве авансовых платежей, но не более чем за период, установленный законодательством государств - членов Таможенного союза для возврата авансовых платежей. Частью 5 статьи 121 Закона установлено, что по письменному заявлению лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган не позднее 30 дней со дня получения такого заявления обязан в письменной форме предоставить указанному лицу отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, но не более чем за три года, предшествующие указанному заявлению. В случае, если авансовые платежи внесены таможенным представителем, выступающим в качестве плательщика таможенных пошлин, налогов, с учетом требования части 5 статьи 121 Закона таможенные органы обязаны по письменному заявлению этого лица предоставить в письменной форме отчет о расходовании таких денежных средств.
Письмом ФТС России от 21.12.2011 № 15-12/63213 "Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России" доведено до сведения, что зарегистрированы, опубликованы и вступили в силу следующие нормативные правовые акты:
Письмом ФТС России от 21.12.2011 № 15-12/62918 "Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России" доведено до сведения, что зарегистрированы, опубликованы и вступили в силу следующие нормативные правовые акты:
Письмом ФТС России от 15.12.2011 № 05-12/61484 "О ставке ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец" доведено до сведения, что среднемесячная цена на сахар-сырец, рассчитываемая как среднеарифметическое от цен закрытия сахара-сырца на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже по текущему контракту за все дни торгов за истекший месяц, за ноябрь 2011 года составляет 540,52 доллара США за тонну (письмо Комиссии Таможенного союза от 07.12.2011 № КТС/07-3665).
В период с 01.01.2012 по 31.01.2012 сахар-сырец и сахар со вкусо-ароматическими или красящими добавками классифицируется в подсубпозициях 1701 11 101 5, 1701 11 901 5 и 1701 91 001 5 ТН ВЭД ТС, и при ввозе указанных товаров на территорию Таможенного союза применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 140 долларов США за 1000 кг.
Письмом ФТС России от 05.12.2011 № 15-12/59476 "Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России" доведено до сведения, что зарегистрированы, опубликованы и вступили в силу следующие нормативные правовые акты:
Информацией ФТС России от 09.12.2011 "Для лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами, установленными на основании статьи 68 Таможенного кодекса Российской Федерации" доведено до сведения, что лица, которые своевременно информировали ФТС России о своем согласии на включение в реестр уполномоченных операторов, смогут использовать ранее предоставленные им специальные упрощенные процедуры таможенного оформления до 06.04.2012, вне зависимости от факта подачи в ФТС России заявления о включении в Реестр уполномоченных экономических операторов.
Сообщается, что приказ ФТС России от 14.09.2011 № 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов" официально опубликован 05.12.2011 в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и вступит в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (05.01.2012). С даты вступления в силу данного приказа ФТС России получает полномочия принимать и рассматривать заявления заинтересованных лиц о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
С даты вступления в силу приказа ФТС России от 14.09.2011 № 1877 утрачивают силу нормативные правовые акты, определяющие порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления и порядок их применения (в том числе порядок внесения изменений в ранее изданные распоряжения ФТС России об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления). В связи с этим у ФТС России не будет правовых оснований вносить изменения в ранее изданные распоряжения ФТС России об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления.
Информацией ФТС России от 09.12.2011 "Об изменении реквизитов счета для учета и распределения таможенных и иных платежей" доведено до сведения, что на официальном сайте в сети "Интернет" для участников внешнеэкономической деятельности размещена информация о реквизитах счета для перечисления таможенных и иных платежей, поступивших от Федерального казначейства.
Федеральное казначейство проинформировало ФТС России об изменении реквизитов счета для учета и распределения таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности. С 01.01.2012 учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности между бюджетами будут осуществляться на отдельном счете, открытом Межрегиональному операционному УФК на балансовом счете № 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
Перечисление таможенных и иных платежей в доход федерального бюджета осуществляется посредством оформления расчетного документа - платежного поручения. Формат, порядок заполнения и оформления платежных поручений изложены в положении Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" и в приказе Минфина России от 24.11.2004 № 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".
Оформление одного расчетного документа допускается только по одному таможенному и иному платежу (коду бюджетной классификации), администрируемому таможенными органами, согласно бюджетной классификации Российской Федерации.