Как сообщил 12 сентября депутатам советник Президента РФ Вениамин Яковлев, начиная с 1992 года количество административных дел в арбитражных судах выросло с 1,5% до 60% от общего количества в 2004 году. Причем ежегодно число подобных дел фактически удваивается. "Во многих случаях судам приходится рассматривать дела, в которых вообще нет спора, то есть выполнять несвойственные им функции", - заявил президентский советник.
"У нас суд превращается в придаток административной власти. Поэтому нам необходимо совершенствовать досудебное урегулирование споров при одновременном сохранении судебного контроля в этой сфере", - пояснил Вениамин Яковлев. Только так, по его мнению, можно добиться существенного повышения ответственности власти за выносимые ею решения, которые обязательно станут более взвешенными, от чего выиграют в первую очередь налогоплательщики. Кроме того, налогоплательщикам не придется нести дополнительные расходы при рассмотрении "мелких" дел в судах, а главное, "доступность правосудия" будет им гарантирована, так как суды больше не будут перегружены.
Суть предлагаемых президентской администрацией новаций такова: вводится внесудебный порядок взыскания штрафных санкций, при котором налоговые органы смогут взимать штрафы самостоятельно в случаях, когда размер такого штрафа по одному налогу не превышает для организаций 50 тыс. руб., а для индивидуальных предпринимателей – 5 тыс. руб. Если же налогоплательщик не согласен заплатить налоговикам эту сумму, то он может обжаловать решение о наложении штрафа либо в вышестоящем налоговом органе, что автоматически приостанавливает процедуру привлечения налогоплательщика к ответственности, либо, как и сейчас, в суде.
На первый взгляд суммы штрафов, разрешенных для бесспорного взыскания, выглядят незначительными. Однако депутаты опасаются, что у налоговых органов появится стимул "дробить" крупные штрафы на мелкие и пытаться их взыскать без суда. Проще говоря, налогов много, налоговые периоды у них разные, по каждому из них можно насчитать штраф. Понятно, что в этом случае речь будет идти уже не о 5 тыс. и даже не о 50 тыс. руб. Как подсчитала глава думского налогового подкомитета Наталья Бурыкина, ежегодные суммы штрафов, которые можно будет накладывать во внесудебном порядке для крупных предприятий, могут превышать 10 млн руб., а для индивидуальных предпринимателей – 500 тыс. руб. Именно поэтому, по мнению парламентариев, ко второму чтению законопроекта необходимо ограничить предельную сумму штрафов, взыскиваемых в бесспорном порядке за год с одного налогоплательщика.
Кроме того, депутаты настаивают на том, чтобы в законопроекте были предусмотрены четкие процедуры внесудебного взыскания налоговых санкций. "Для того чтобы на стадии взыскания отсутствие спора с налогоплательщиком было очевидным, необходимо, чтобы лицо, привлеченное к ответственности, не только получило информацию, что в отношении него вынесено решение, но и активно участвовало бы в производстве по делу", - отмечается в заключении бюджетного комитета на президентский законопроект. По словам парламентариев, "в настоящее время на стадии вынесения налоговым органом решения о привлечении лица к ответственности налогоплательщик не только лишен возможности заявлять свою позицию, но и чаще всего не имеет даже информации, что его собираются привлечь к ответственности". "В такой ситуации отсутствие спора может быть следствием простого неведения лица, привлеченного к ответственности", - говорится в депутатском заключении.
По материалам газеты "Коммерсантъ", 13.09.2005