10 мая в рамках саммита Россия–ЕС одной из тем переговоров было вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу подчеркнул "свою приверженность к как можно более раннему вступлению России в ВТО". Но, как удалось выяснить "Ъ", как раз это России, возможно, и не удастся. Потому что протокол об условиях вступления России в ВТО близок к ревизии. Главный ревизионист – новый еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон.
Жесткая конфронтация между господами Мандельсоном и Грефом возникла по вопросам платы европейских авиакомпаний за транссибирские перелеты и условий инвестиционных соглашений в автопроме. По мнению еврокомиссара Мандельсона, все сборы, кроме экономически обоснованных аэронавигационных, должны быть до 2013 года безусловно отменены. Кроме того, по сведениям "Ъ", Питер Мандельсон потребовал от Германа Грефа скорейшей ликвидации практики фактического, по его мнению, навязывания европейским авиакомпаниям разного рода услуг от "Аэрофлота". Еврокомиссар даже пригрозил устроить по этому поводу настоящий скандал – официально запретить еврокомпаниям принимать такого рода услуги.
Герман Греф, наоборот, полагает, что только примерно 20 % от ныне существующих авиасборов могут быть ликвидированы как явно дискриминационные. При этом выпадающие доходы ЕС неплохо бы компенсировать. А что касается "Аэрофлота", то российский министр предложил еврочиновникам не вмешиваться в коммерческие отношения авиакомпаний.
Питер Мандельсон потребовал также, чтобы из заключаемых сейчас и готовящихся к подписанию инвестиционных соглашений в сфере производства автомобилей был исключен пункт об обязательном использовании при автосборке российских компонентов, так как это противоречит правилам ВТО. Герман Греф и здесь с ним не согласился. Во-первых, по его словам, иностранных производителей этот пункт нисколько не смущает, потому что "взамен" они получают таможенные льготы при ввозе своих запчастей, а во-вторых, после вступления в ВТО Россия от этого условия непременно откажется.
По материалам газеты "Коммерсантъ", 11.05.2005