Новости / Конкурента слушай, а сам не плошай...

Прошел год как после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" в России началась реформа технического регулирования. Она направлена на повышение конкурентоспособности продукции российских производителей на внутреннем и зарубежном рынках, а также на защиту потребителей от опасных и контрафактных изделий.

В нынешнем году уже разработано несколько десятков проектов общих и специальных технических регламентов. Большинство из них представлены научно-технической общественности на обсуждение. В подготовке проектов участвуют общественные объединения предпринимателей, научные учреждения, структуры исполнительной власти. После утверждения Госдумой проекты обретут силу закона.

Надо сказать, что Закон "О техническом регулировании" весьма либерален. Он предоставляет право разработки проекта технического регламента любому физическому или юридическому лицу, как отечественному, так и зарубежному, которое в свою очередь вправе привлечь к работе заинтересованные организации. Проекты отечественных технических регламентов могут также готовить рабочие группы, нанятые зарубежными компаниями, - производителями той или иной продукции. Делается это на основе договоров, заключаемых российскими организациями, ответственными за разработку того или иного регламента, с иностранными фирмами. На мой взгляд, такой порядок плохо продуман и чреват для нашей страны малоприятными сюрпризами.

Одним из них стал проект специального технического регламента "Оборудование информационных технологий". Проект этот уже вызвал жесткую критику многих российских специалистов как недостаточно совершенный и больше того - способный нанести ощутимый ущерб российской экономике.

Что конкретно не устраивает в проекте российских ученых, конструкторов, предпринимателей? Заложенные в нём параметры оборудования (которыми должны руководствоваться отечественные предприятия при выпуске своей продукции) существенно ниже параметров изделий западных фирм. Значит, экспортировать эти изделия будет затруднительно, ибо такие же западные устройства будут заведомо лучше отечественных. Да и директор завода в России трижды подумает, стоит ли ему приобретать изделие с отечественной маркой, если западный производитель готов продать ему такой же прибор или устройство, но значительно лучше по качеству и техническим условиям.

Российские компании – разработчики новых технических регламентов могут оказаться в незавидном положении, слепо доверившись иностранным фирмам, которых по собственной инициативе привлекли к сотрудничеству.

Как же появился на свет такой, по меньшей мере, спорный документ? Его официальным разработчиком значится российская компания. Но она привлекла к работе западные фирмы, видимо, положившись на их опыт и мировую известность. В итоге верх взяли, судя по всему, совсем иные мотивы, которые на пользу российской промышленности явно не пойдут.

Оппоненты критиков проекта нового специального технического регламента - по существу законодательного акта федерального значения - говорят, что документ находится "на современном уровне" - в него, мол, включен ряд текстов некоторых разделов международных и европейских стандартов. Но внимательное изучение проекта показывает, что разработчики обошлись с этими стандартами весьма вольно: одни их положения включены в проект регламента, другие - нет. Причем не включены очень важные разделы, например, касающиеся устойчивости оборудования информационных технологий к электромагнитным помехам. В результате требования российского технического регламента оказываются менее жесткими, чем требования международных и европейских стандартов, а также соответствующих европейских директив.

Что будет означать принятие законодателями столь несовершенного, не отвечающего современным требованиям технического регламента "Оборудование информационных технологий"? Прежде всего то, что перед продукцией ряда отраслей отечественной промышленности, выпускающих - компьютерное оборудование, технику связи и т. д., будут закрыты рынки ряда зарубежных стран, включая государства - члены ЕС, США, Японию и страны СНГ, так как она не будет соответствовать нормативам этих стран. Одновременно относительно дешевые аналогичные технические устройства (с явно заниженными параметрами) западных фирм не будут иметь препятствий для ввоза в Россию. Таким образом, одна из ключевых отраслей современной индустрии и множество связанных с ней отраслей - потребителей оборудования информационных технологий - будут обречены на вечное отставание. После того как проект технического регламента "Оборудование информационных технологий в феврале 2004 года был опубликован, многие специалисты соответствующих отраслей ставили вопрос о необходимости его публичного общественного обсуждения. Но все ушло, как в песок.

Ярослав Хетагуров
доктор технических наук, профессор

Источник: Российская бизнес-газета, 12.10.2004


Возврат к списку

-->