Новости / Лицензия дорогого стоит. Дума готовится рассмотреть законопроект о лицензировании

Недавно внесенный в Госдуму законопроект "О лицензировании отдельных видов деятельности", который должен быть рассмотрен на осенней сессии Думы, поднял новую волну сомнений, а нужно ли отменять лицензирование? Мнения экспертов поэтому поводу разошлись. Напомним, что разработанный Минэкономразвития России законопроект отменяет лицензирование 49 видов деятельности и вводит процедуру упрощенного лицензирования.

Как считают разработчики законопроекта, если риски для здоровья и безопасности граждан при осуществлении того или иного вида деятельности отсутствуют, то лицензированию оно не подлежит. От лицензирования можно отказаться и там, где существуют другие виды государственного контроля. На место лицензий должен прийти контроль саморегулируемых организаций, страхование гражданской ответственности и государственная аттестация специалистов. Отмена лицензирования уберет административные барьеры и облегчит условия выхода на рынок новых компаний.

Но эксперты транспортного сектора, строители, участники туристического бизнеса с позицией Минэкономразвития России не согласны. Они считают, что отмена лицензирования приведет к авариям, мошенничеству и появлению на рынке нечестных игроков. А отдавать контроль в руки саморегулируемых организаций нельзя, так как в нашей стране такого института пока нет. Законопроект о СРО находится в Думе давно и прошел только первое чтение, причем это было в 2003 году. Слушание же второго чтения в этом году откладывалось не один раз, так что судьба его пока очень туманна. По мнению независимых экспертов, в отмене лицензирования в принципе никакой реальной опасности нет, потому что государство контроль не ослабит, оно просто уберет лишние барьеры. Ведь госконтроль дублируется через сертификацию, госэкспертизу продукции и так далее. Например, если брать строительство, то существует несколько способов регулирования этой деятельности: государственная экспертиза, архитектурно-строительный надзор, госприемка объекта. Все это позволяет обеспечить безопасность в этой сфере. У транспортников есть госнадзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, требования к водителям, обязательное страхование гражданской ответственности. Сегодня мы имеем лицензирование, но аварий на дороге от этого не меньше и домов, построенных некачественно, у нас также хватает.

Что же касается контроля саморегулируемыми организациями, то, например, в новых законопроектах об оценочной деятельности и аудите есть четкое описание институтов саморегулирования, которые будут осуществлять контроль и надзор в области оценочной деятельности, их права и обязанности и переход от лицензирования к саморегулированию оценки. Согласно данным законопроектам, функциями уполномоченных федеральных органов являются: выработка и реализация государственной политики в сфере оценочной и аудиторской деятельности, ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций (СРО), осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями требований закона. Государство не отстраняется от этих видов деятельности, оно просто вводит жесткий контроль, но не со стороны государства и чиновников, а со стороны самого профессионального сообщества. Оба законопроекта уже одобрены правительством и находятся сейчас в Думе. Кстати в осеннюю сессию Госдума должна рассмотреть Градостроительный кодекс. В нем предусматривается механизм, который, по сути, заменяет собой лицензирование. Будет введена ответственность строителей и система страхования их ответственности. Проектировщики и строители войдут в саморегулируемую организацию, которая и будет аккредитовывать строительные организации, а это равносильно лицензированию. Страховые компании будут контролировать качество проектов гораздо жестче, чем это делается сейчас, поскольку это напрямую будет отражаться на их финансовом положении.

Юлия Проскурякова

Источник: Российская бизнес-газета, 12.10.2004


Возврат к списку

-->