Новости / Сенаторы ратифицировали 19 документов, оформляющих Таможенный союз

07.07.2011

6 июля 2011 года на 299-м пленарном заседании Совета Федерации одобрен ряд федеральных законов, направленных на усиление интеграции государств – участников Единого экономического пространства.

Совет Федерации ратифицировал ряд международных документов, формирующих правовую базу Единого экономического пространства (ЕЭП). Документы, в частности, устанавливают основы согласованной макроэкономической политики, единые принципы и правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий, конкуренции, предоставления промышленных субсидий, господдержки сельского хозяйства. Кроме того, в рамках Таможенного союза (ТС) оговариваются вопросы статуса трудовых мигрантов и прописывают механизм противодействия нелегальной миграции из стран, не являющихся участниками ТС.

Соглашение о согласованной макроэкономической политике призвано обеспечить проведение согласованной макроэкономической политики, направленной на обеспечение экономического роста, достижение сбалансированного развития и устойчивости экономики государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с документом Стороны согласовывают на трёхлетний период интервальные количественные значения внешних параметров, используемых при разработке официальных прогнозов социально-экономического развития: цены на нефть марки Brent; темпов развития мировой экономики; курса национальных валют Сторон к доллару США или евро. При этом центральные национальные банки Сторон имеют право проводить денежно-кредитную и курсовую политику независимо от макроэкономических показателей.

Соглашением установлено, что формирование Сторонами экономической политики осуществляется в рамках следующих количественных параметров:

- годовой дефицит государственного бюджета не выше трёх процентов валового внутреннего продукта;
- государственный долг не выше пятидесяти процентов валового внутреннего продукта;
- уровень инфляции (индекс потребительских цен в среднегодовом выражении), не превышающий более чем на пять процентных пунктов уровень инфляции государства-участника Единого экономического пространства, имеющего наименьший рост цен.

В случае исключительных обстоятельств Стороны могут согласованно смягчить количественные значения макроэкономических показателей.

В соответствии с положениями Соглашения Комиссии Таможенного союза будет осуществлять мониторинг экономического развития Сторон, разрабатывать и вносить на утверждение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) основные ориентиры макроэкономической политики, а также предложения по преодолению негативных явлений в экономической ситуации и предотвращение их воздействия на экономику участников ТС.

Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий определяет единые принципы и общие правила регулирования деятельности естественных монополий государств-участников Таможенного союза. Оно призвано обеспечить соблюдение баланса интересов потребителей и монополий и гармонизировать национальные законодательства государств в области регулирования деятельности естественных монополий.

Стороны обязуются предоставлять друг другу услуги, относящиеся к сфере естественных монополий, на условиях не менее благоприятных, чем те, которые они получают на территории других членов Таможенного союза.

Документ наделяет Стороны полномочиями по регулированию и контролю за деятельностью естественных монополий в соответствии с национальными законодательствами, исходя из единых принципов и правил Соглашения. Вместе с тем, Соглашение ограничивает компетенцию органов государственной власти Сторон по самостоятельному определению сфер деятельности монополий, не предусмотренных Соглашением.

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции предусматривает проведение единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на территории государств-членов Таможенного союза. Оно призвано гармонизировать национальные законодательства Сторон в области конкуренции и не допустить действия, способные оказать негативное влияние на взаимную торговлю.

Документ устанавливает единые принципы и правила конкуренции и предусматривает обязательство Сторон в течение 18 месяцев с даты вступления Соглашения в силу привести своё законодательство с положениями документа.

Кроме того, данное Соглашение предусматривает:

- нормы прямого действия, устанавливающие правила конкуренции (запреты на злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений и недобросовестную конкуренцию на территории Таможенного союза);
- штрафные санкции за нарушение правил конкуренции, при этом штрафы подлежат перечислению в бюджет той Стороны, где зарегистрировано нарушившие;
- особенности введения ценового регулирования на товары;
- передачу на наднациональный уровень  Комиссии ТС полномочий по контролю за  соблюдением единых правил конкуренции, пресечению нарушений, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, а также закрепление  механизма обжалования решений Комиссии Таможенного союза;
- определение порядка взаимодействия антимонопольных органов Сторон в области конкурентной политики.

Передача Комиссии Таможенного союза полномочий Сторон по контролю за соблюдением единых правил конкуренции в рамках ЕЭП оформляется решением Межгосударственного Совета ЕвразЭС и осуществляется при условии вступления в силу Соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственности за её разглашение.

Стороны договорились проводить согласованную конкурентную политику в отношении действий хозяйствующих субъектов третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках Сторон.
Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий заключено с целью создания условий для развития взаимной торговли и добросовестной конкуренции, обеспечения оптимального распределения ресурсов на товарных рынках в рамках Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.

Под субсидиями понимается финансовое содействие промышленному предприятию, отрасли промышленности, группе промышленных предприятий, группе отраслей промышленности посредством:

- прямого перевода денежных средств в виде невозвратных ссуд, кредитов или приобретения доли в уставном капитале, гарантий по кредитам;
- полного или частичного отказа от взимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства Стороны;
- предоставления товаров или услуг, за исключением предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры;
- приобретения товаров;
- любая другая форма поддержки доходов или цен, которая влияет на сокращение ввоза промышленного товара с территории государства любой из Сторон или увеличение вывоза товара на территорию государства любой из Сторон.

В зависимости от результатов предоставления субсидии подразделяются на специфические, запрещённые и допустимые.

Соглашением устанавливаются правила субсидирования, в соответствии с которыми запрещаются:

- вывозные субсидии, предоставление которых увязано с осуществлением экспорта на рынки Сторон;
- замещающие субсидии, предоставление которых увязано с использованием только отечественных товаров (дискриминация товаров);
- введение ограничений на закупки или использование товаров Сторон;
- специфические субсидии, предоставление которых приводит к серьезному ущемлению интересов одной из Сторон (предоставление иных специфических субсидий с  1 января 2017 года будет осуществляться по согласованию с Комиссией Таможенного союза).
Документ предусматривает временное прекращение действия положений Соглашения для Российской Федерации. К ним относятся:
- режим "промышленной сборки" автотранспортных средств- на срок действия  соглашений  о  "промышленной  сборке" с возможностью продления на срок, предусмотренный в Протоколе о присоединении РФ к Всемирной торговой организации, но не более двух лет;
- Особая экономическая зона в Калининградской области – до 1 апреля 2016 года;
- Особая экономической зоны в Магаданской области - до 1 января 2015 года.

Соглашение не ограничивает субсидии, направленные на поддержку исследовательской деятельности, поддержку депрессивных территорий или содействие адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в сфере охраны окружающей среды.

Действие Соглашения не распространяется на государственную поддержку оборонно-промышленного и атомного энергопромышленного комплексов.

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства формирует условия для добросовестной конкуренции на аграрных рынках Сторон в условиях международной торговли и устанавливает единые правила государственной поддержки сельхозпроизводителей.

В документе классифицированы меры государственной поддержки по  степени  их  влияния  на  взаимную  торговлю  и  закреплён  порядок оказания мер поддержки в зависимости от их искажающего воздействия на торговлю. Они разделены на три группы:

- запрещённые (экспортные и импортозамещающие субсидии);
- разрешённые меры государственной поддержки, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю (применение таких мер не ограничено);
- ограниченные меры государственной поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю (не должны превышать разрешенный объём в 10% от валовой стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции).

Для Белоруссии устанавливается переходный период до 2016 года, в течение которого разрешённый объём государственной поддержки, рассчитываемый как процентное соотношение объёма поддержки к валовой стоимости произведённых сельскохозяйственных товаров, должен быть снижен с шестнадцати до десяти процентов.

Соглашение о государственных (муниципальных) закупках заключено для создания правовых основ, единых и прозрачных правил осуществления государственных (муниципальных) закупок, обеспечения добросовестной конкуренции при осуществлении государственных (муниципальных) закупок в государствах-членах Таможенного союза.

Стороны обязуются обеспечивать при закупке товаров и предоставлении режим не менее благоприятный, чем предоставляемый национальным товарам. В отдельных случаях могут в одностороннем порядке вводиться исключения в национальном режиме на срок не более двух лет. При этом Комиссия Таможенного союза вправе принять решение об отмене исключения, в течение года со дня его введения.

Соглашение предусматривает основные требования, предъявляемые к национальным законодательствам. К ним относятся требования к сфере закупок, требования к поставщикам и потенциальным поставщикам и требования к товарам (работам, услугам), предусматривающие:

- необходимость публикации информации о закупках на единых национальных веб-порталах;
- обеспечение  беспрепятственного  предоставления потенциальным поставщикам  Сторон  электронной цифровой подписи для участия в закупках, проводимых в электронном формате;
- обязательное установление объективных критериев допуска на торги и определения победителей торгов, запрет на изменение условий исполнения договорных обязательств,
в том числе изменение цены  договора о закупке в зависимости от инфляционных  изменений, изменения валютного курса и рыночной стоимости товаров, работ и услуг.

В качестве способов проведения закупок документ предусматривает конкурс, запрос ценовых предложений (котировок), аукцион, биржевые торги, а также закупки из одного источника, либо у единственного поставщика, либо с применением особенностей размещения конкретной закупки на основании правового акта Стороны.

Соглашение не распространяется на закупки, сведения о которых в соответствии с законодательством составляют государственную тайну.

Документ предусматривает поэтапную реализацию:

- для России и Белоруссии - приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением, внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате и введение национального режима — до 1 января 2012 года;
- для Казахстана - внедрение информационных систем - до 1 июля 2012 года;
- введение национального режима для всех государств Сторон — до 1 января 2014 года.

Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства направлено на углубление и ускорение интеграционных процессов в Таможенном союзе. Документ, в частности, предусматривает отмену действующих ограничений и установление запрета на введение новых в отношении переводов и платежей по текущим и капитальным операциям в связи с учреждением организаций, торгующих товарами и услугами.

В соответствии с Соглашением каждая из стран ТС предоставляет гражданам другой Стороны режим участия в приватизации не менее благоприятный, чем своим юридическим и физическим лицам.

Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности касается создания согласованной системы мер по охране и защите прав интеллектуальной собственности и борьбы с международной торговлей контрафактными товарами создает следующее. Оно определяет базовые принципы унификации основных положений национальных законодательств в области авторского права, смежных прав, товарных знаков, наименования мест происхождения товара и патентных прав.

Соглашение предусматривает создание постоянно действующего институционального механизма — Координационного совета Единого экономического пространства по интеллектуальной собственности для осуществления на регулярной основе информационно-технического сотрудничества между ведомствами государств ТС.

Соглашение вступает в силу 1 января 2012 года.

Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам касается объективного анализа воздействия возросшего демпингового импорта на экономику государств-членов Таможенного Союза.

Согласно документу, орган, проводящий расследования, направляет запросы в организации, отвечающие за таможенное дело, статистику, налогообложение, регистрацию юридических лиц, а также в дипломатические и торговые представительства государств Сторон в третьих странах.

Протокол определяет состав сведений, необходимых для расследования, обязанность уполномоченных органов Сторон сохранять конфиденциальный характер полученной информации, безвозмездный характер и предельный срок предоставления информации (30 дней), форматы передачи информации.

Могут быть предоставлены следующие виды информации:

- статистические данные о внешней торговле;
- таможенные  данные о внешней торговле за предшествующий период, при необходимости  с указанием натуральных и стоимостных показателей, коммерческого наименования товара, условий  поставки, страны  происхождения, отправления и назначения);
- информацию о внутреннем рынке товара, и соответствующей отрасли экономики, в том  числе данные по объёмам производства товара, загрузке производственных мощностей, реализации и себестоимости товара, прибылям и убыткам национальных предприятий, ценам  товара на внутреннем рынке государств Сторон, рентабельности производства, численности персонала и инвестициям;
- информацию  об  оценке последствий возможного введения или невведения специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры, а также прогноз производственной деятельности национальных предприятий государств Сторон.

Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала направлено на развитие взаимовыгодного сотрудничества в финансовом секторе между странами Таможенного Союза и обеспечение свободного движения капитала. Стороны обязуются осуществить гармонизацию национальных законодательств в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. Будет организован обмен информацией между уполномоченными органами по вопросам регулирования и развития финансовой сферы. Предстоит согласовать позиции по урегулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с международными стандартами и создать эффективную инфраструктуру для проведения конверсионных операций с национальными валютами Сторон.

Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации содержит понятие общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕЭП, под которым понимается совокупность торгово-экономических отношений  хозяйствующих  субъектов  государств-участников  Единого экономического пространства в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях стран ЕЭП.

Соглашение вступает в силу одновременно с соглашениями России с Казахстаном о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 2010 года и с Белоруссией о порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе нефти и нефтепродуктов с территории Республики Беларусь за пределы Таможенного союза от 2010 года, и применяется в отношениях между государствами Сторон при условии действия на их территории всех соглашений, подписание которых предусмотрено планом действий по формированию ЕЭП, утвержденным 19 декабря 2009 года.

Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики предусматривает, что все члены Таможенного Союза получат доступ ко всем трубопроводным системам для транспортировки газа, предназначенного для удовлетворения внутренних потребностей Сторон. Он обеспечивается в пределах имеющихся технических возможностей, свободных мощностей газотранспортных систем, с учетом согласованного прогнозного баланса газа стран Единого экономического пространства. При этом доступ к газотранспортной системе предоставляется на равных условиях с производителями газа, не являющимися собственниками газотранспортной системы Стороны, по территории которой осуществляется транспортировка.

Соглашение предполагает достижение рыночных цен на газ на территориях всех государств-участников Единого экономического пространства не позднее 1 января 2015 года.

Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики предусматривает обеспечение в пределах технической возможности беспрепятственного доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики при условии приоритетного их использования для обеспечения внутренних потребностей государств без различия происхождения, места назначения или владельца энергии.

Соглашение предполагает применение единой Методологии осуществления  межгосударственной передачи электрической энергии между государствами-участниками ЕЭП, включающей порядок определения технических условий и объемов ее межгосударственной передачи, а так же согласованные подходы к ценообразованию.

Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики заключено для:

- обеспечения доступа потребителей государств Сторон к услугам железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок по территории Единого экономического пространства на условиях не менее благоприятных, чем условия, созданные для потребителей государства каждой Стороны;
- соблюдения баланса экономических интересов между потребителями услуг железнодорожного транспорта и организациями железнодорожного транспорта Сторон;
- обеспечения условий для доступа организаций железнодорожного транспорта одного государства на внутренний рынок другой Стороны.

Стороны договорились срок до 1 января 2013 года унифицировать тарифы: экспортный, импортный и внутригосударственный тарифы на железнодорожные грузоперевозки. При этом предусматривается осуществление Комиссией Таможенного союза контроля за изменением уровня тарифов внутри ценового коридора, а также сохранение действующего порядка тарифообразования для перевозки грузов из третьих стран в третьи страны транзитом через территорию Единого экономического пространства.

В качестве основного метода тарифообразования на железнодорожном транспорте принят метод экономически обоснованных затрат. При этом, начиная с 2013 года предусматривается возможность установления уполномоченными органами государств Сторон предельно минимальных и предельно максимальных тарифов.

Соглашением закреплены обязательства Сторон по предоставлению с 1 января 2015 года равного доступа к инфраструктуре для перевозчиков государств - участников Единого экономического пространства.

Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств направлено на обеспечение прав и законных интересов своих граждан.

Соглашение не применяется к лицам, прибывшим из третьих государств на территорию государства одной из Сторон в целях получения убежища или статуса беженца.

Стороны намерены осуществлять мониторинг нелегальной трудовой миграции, пресекать каналы и структуры, организующие и оказывающие ей, применять механизмы высылки нелегальных трудящихся-мигрантов,  проводить  оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции, заключить соглашения о реадмиссии, обмениваться статистической, научно-методической и иной информацией по вопросам противодействия нелегальной трудовой миграции.

Соглашением предусмотрено, что уполномоченные органы государства одной из Сторон могут отказать в транзитном проезде через свою территорию гражданам третьих стран или лицам без гражданства, следующим на территорию государства въезда.

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей регулирует порядок осуществления трудящимися-мигрантами трудовой деятельности и вопросы их социальной защиты.

В соответствии с Соглашением трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территории государств Сторон, вместе с членами семей они освобождаются от регистрации в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового договора.

Социальное страхование, получение медицинской помощи гастарбайтерам и членам их семей, обеспечение детей дошкольными и образовательными учреждениями производится в соответствии с законодательством государства пребывания.

Соглашение о согласованных принципах валютной политики предусматривает поэтапную гармонизацию законодательств и сближения подходов к ее формированию и проведению, создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровне.

Для развития интеграционных процессов в валютной сфере Соглашение предусматривает следующие основные меры:

- координацию политики обменного курса национальных валют для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах;
- обеспечение конвертируемости национальных валют и их прямых взаимных котировок;
- совершенствование платежно-расчетных отношений;
- формирование интегрированного валютного рынка.

Документ разрешает свободное перемещение наличных денежных средств и ценных бумаг в пределах Таможенного союза.

Вместе с тем каждое из государств-участников данного Соглашения в случаях, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, будет вправе вводить валютные ограничения на срок не более одного года. При этом уведомления о введении валютных ограничений должны будут направляться не позднее 15 дней с момента введения таких ограничений.

Белоруссия и Казахстан уже ратифицировали все документы.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан определяет условия торгово-экономического сотрудничества двух стран в области поставок нефти и нефтепродуктов. В соответствии с ним Стороны договорились об отмене вывозных таможенных пошлин.

Предполагается также согласовывать баланс добычи, потребления, поставки, импорта и экспорта нефти, нефтепродуктов на территориях государств Сторон, включая объемы поставок нефти из Российской Федерации и Казахстана в Белоруссию, а также объемы взаимных поставок нефти и нефтепродуктов между государствами Сторон.

Источник: пресс-служба Совета Федерации


Возврат к списку

-->