Новости / Вывод средств с помощью роялти может подорожать.

Таможенники намерены включить роялти в таможенную стоимость ввезенных товаров

Новый способ борьбы с невыгодным для России перераспределением прибыли в международных холдингах Федеральная таможенная служба (ФТС) опробовала в споре с ЗАО «Колгейт-Палмолив». В октябре она выиграла у этой компании серию процессов в Арбитражном суде Московского округа.

«Колгейт-Палмолив» утверждает, что таможня незаконно удержала с поставок импортную пошлину — увеличила таможенную стоимость товаров, включив в нее сверх цены контракта платежи за использование интеллектуальной собственности. У компании действует лицензионное соглашение с Colgate Palmolive Co. (штат Нью-Йорк, США) на использование товарного знака, она обязана перечислять роялти в размере 5% от суммы нетто-продаж лицензионной продукции.

Суд установил, что в таможенных декларациях компания этого не указывала, лицензионные платежи в таможенную стоимость не включила, а это противоречит действующему законодательству. На запрос «Ведомостей» ни в ФТС, ни в «Колгейт-Палмолив» не ответили.

Таможенный кодекс предусматривает включение в таможенную стоимость лицензионных отчислений, связанных с товаром, подтверждает руководитель отдела налоговой практики юридической фирмы Sameta Андрей Панфилов, но прежде считалось, что если владелец товарного знака не поставляет товар в Россию, то лицензионные платежи не связаны с закупкой товара и таможенную стоимость корректировать не надо. У «Колгейт-Палмолив» договоры были с поставщиками не из России.

Подавляющее большинство компаний с известным брендом платят роялти, утверждает партнер Deloitte Сергей Воропаев, в том числе и российские.

За рубежом товарный знак регистрируют ради двух целей, говорит партнер Ronlaw Partners Павел Романенко: для защиты, но куда чаще — для налоговой оптимизации, чтобы полученную в России прибыль вывести за рубеж. Роялти всегда были элементом налогового планирования, согласен Панфилов, во многих международных договорах России эти выплаты освобождены от налога на прибыль.

Типичная схема выглядит так, рассказывает Романенко: создаются две структуры, транзитная — в стране с соглашением об избежании двойного налогообложения, и в офшоре. Затем подписываются договоры о передаче товарного знака: лицензионный — между «прослойкой» и офшором и сублицензионный — с российской компанией. Между суммами роялти по договорам устанавливается минимальная маржа (от 1% до сотых долей), которая оседает в «прослойке» и обкладывается местным налогом. Получается, что стоимость перевода 1 млн руб. роялти через Кипр (налог — 12,5%) в офшор при марже в 1% будет стоить 1250 руб. Сумму можно снизить еще больше, знает Романенко: Кипр и Люксембург предлагают уменьшить налогообложение роялти на 80%, если деньги не переводятся транзитом в офшор.

Панфилов полагает, что если позиция суда по делу «Колгейт-Палмолив» получит распространение, ценность роялти как средства налоговой оптимизации резко упадет.

Стоимость таких схем увеличится для импортеров: помимо налога с маржи в транзитной юрисдикции придется платить еще и повышенные таможенные пошлины, признает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, но привлекательность уменьшения налогооблагаемой базы за счет роялти это вряд ли понизит. К тому же далеко не все компании, использующие схему, импортируют товар, говорит Щекин: например, пивовары производят продукт в России.


Возврат к списку

-->